Паяцы

  • Руджеро Леонкавалло
  • 12+
Опера в 2-х действиях

Либретто Руджеро Леонкавалло
Исполняется на итальянском языке

Челябинский государственный академический театр оперы и балета им. М.И.Глинки

Дата премьеры: 13.10.2018 18:00:00
Продолжительность: 1 час 45 мин.

ПРОЛОГ

Произошло преступление. Карабинеры опрашивают многочисленных свидетелей кровавой драмы. Тонио даёт показания, говоря, что актёры наделены теми же чувствами и страстями, как и все люди. Эти чувства и страсти – причина многих трагедий.

 ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

В маленьком итальянском городке идёт приготовление к «уличной» свадьбе. Главным сюрпризом на празднике станет импровизированное представление, которое готовит небольшая группа жителей городка. Это Канио, его жена Недда, Тонио и Беппо. Никто не знает, что новоиспечённого жениха Сильвио и Недду связывает тайное любовное увлечение.

Тонио, играющий в пьесе одураченного глупца, недвусмысленно обхаживает Недду. Канио замечает это и силой отталкивает его от жены. Тонио переводит это в общую шутку.

Мужчины приглашают Канио выпить. Он охотно соглашается, предлагая Беппо и Тонио присоединиться к ним, но Тонио отказывается. Он затаил обиду на оскорбившего его ревнивца Канио. И ревность эта небезосновательна. После шутки одного из мужчин о том, что Тонио хочет остаться наедине с Неддой, уже подвыпивший Канио вымещает свою злобу на Недде у всех на глазах.

Наконец появляются жених и невеста. Даже держа в своей руке руку будущей жены, Сильвио не отрывает взгляда от Недды. Свадебный кортеж уходит в церковь.

Недда остаётся одна. Уставшая от пьянства и жестокости Канио, она ищет утешения в воспоминаниях о детстве – времени, когда не было никаких забот и не надо было ничего решать.

Незаметно подкравшийся Тонио объясняется Недде в любви, но на самом деле хочет удовлетворить свою похоть. Недда знает о своей привлекательности и провоцирует Тонио, смеясь над ним и в то же время флиртуя. Когда Тонио пытается взять её силой, Недда вырывается и пытается задушить его попавшейся под руку верёвкой. В бессильной ярости Тонио уходит, угрожая жестокой местью.

Пренебрегая опасностью быть замеченным, появляется Сильвио. Он предлагает Недде бежать из городка. Недда не может согласиться на такой авантюрный поступок. Она понимает, что многим обязана Канио и не может уйти так просто, но, в конце концов, соглашается на уговоры Сильвио. Любовники не замечают, что их откровенный разговор слышит Тонио, который тут же исчезает, чтобы сообщить Канио об измене жены.

Уже изрядно выпивший Канио не понимает, для чего ему надо было уйти из таверны. Но Тонио обращает его внимание на мужской и женский голос, доносящийся из-за занавеса на импровизированной сцене. Внезапно Канио понимает, что женский голос – это голос Недды, и он намерен убить обоих предателей. Однако Сильвио успевает скрыться незамеченным. Канио требует, чтобы Недда назвала имя любовника, но она молчит. Тогда он бросается на неё с ножом. Подоспевший вовремя Беппо силой удерживает разъярённого мужчину. Тонио тем временем находит галстук, оставленный Сильвио, и успокаивает Канио, говоря, что беглец обязательно придёт на представление и тогда чем-нибудь выдаст себя.

Канио остаётся наедине со своей трагедией.

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Поздний вечер. Праздник близится к своему завершению. Время выносить свадебный торт и бросать букет невесты. Всё готово к началу импровизированного спектакля.

Его сюжет крайне напоминает события, происходившие здесь до этого момента. Таддео (Тонио) влюблён в Коломбину (Недда), которая, однако, отдаёт предпочтение Арлекину (Беппо). Любовное свидание прерывает Паяц (Канио). Прощальные слова Коломбины, обращённые к Арлекину, потрясают Канио – это те самые слова, которыми Недда провожала любовника днём.

В Канио с новой силой вспыхивает обида и ревность. Он уже не играет роли, он свирепо требует, чтобы Недда назвала имя своего любовника. Она делает вид, что ничего не понимает, и продолжает играть пьесу, стремясь обратить ситуацию в шутку. Публика с восторгом принимает страстную «игру» Канио, но через небольшое количество времени все поймут, что это уже не игра.

Взбешённый ревностью Канио закалывает Недду. Умирая, она зовёт на помощь Сильвио. Всем открывается их тайна. Сильвио бросается к Недде, но обезумевший Канио, не без помощи Тонио, убивает и его. Беппо приводит карабинеров, но он опоздал.

«La commedia è finita»

Музыкальный руководитель - Евгений Волынский
Режиссер-постановщик - лауреат Международных конкурсов Павел Сорокин 
Художник-постановщик - лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» Степан Зограбян 
Художник по костюмам - София Зограбян
Художник видео - Виктория Злотникова
Световое решение - Роман Прецер

Итальянские страсти, любовные интриги и неожиданная развязка – Челябинский театр оперы и балета представляет самое известное произведение Руджеро Леонкавалло «Паяцы».

Эта опера, потрясающая своим неподдельным драматизмом, приводит зрителя в театр уже более века. «Паяцы» в постановке Павла Сорокина впечатляют оригинальной режиссурой и необычным подходом к художественному оформлению спектакля:

«Мы стремились облечь бытовую драму в более современную нам форму, используя такие приемы телевидения и кино, как видеопроекции и «живой» фон. Ураганная энергия музыки и невероятная динамика действия, которой композитор наделил свой маленький шедевр, не позволят оторваться от происходящего на сцене никому. Верю, что наш спектакль найдет отклик у зрителя и сюжет столетней давности станет созвучен современному человеку», – рассказал режиссер-постановщик, дважды лауреат Международного конкурса молодых режиссеров «Нано-Опера» Павел Сорокин. 

Восхитительные декорации, яркие костюмы и грим к спектаклю разработала знаменитая династия театральных художников: лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Степан Зограбян и София Зограбян. 

Дирижер – Александр Матушкин


Действующие лица и исполнители:
Недда (Коломбина) – лауреат Всероссийского и Международного конкурсов Наталия Быстрик
Канио (Паяц) – лауреат Международного конкурса Павел Чикановский
Тонио (Таддео) – Юрий Никитин
Сильвио – Евгений Бовыкин
Беппо (Арлекин) – лауреат Всероссийского конкурса Артур Андриасян
Первый крестьянин – Андрей Сартаков
Второй крестьянин – Александр Бабаев

Соло в оркестре:
Мандолина – лауреат Международных конкурсов Ольга Лушникова
Труба – лауреат Всероссийского и Международного конкурсов Илья Лушников
Английский рожок – Оксана Бушкова
Валторна – Евгений Соколов

В спектакле принимают участие артисты хора и миманса Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М. И. Глинки, а также воспитанники Детской школы вокального искусства под руководством заслуженного артиста РФ Бориса Каплуна.

Сложные и многогранные характеры героев, раскованность чувств и дерзость нравов и, конечно, атмосфера жаркой Италии – все это в спектакле Челябинского театра оперы и балета «Паяцы».

Партнеры