Бахчисарайский фонтан

  • Борис Асафьев
  • 12+
Балет в 2-х действиях
Либретто Н. Волкова по мотивам одноименной поэмы А.С. Пушкина
Хореография и постановка Шамиля Терегулова
Спектакль идет с одним антрактом

Дата премьеры: 19.06.2007
Продолжительность: 1 час 50 минут

Действие первое

В замке польского князя Адама ярко освещены все окна. Множество гостей прибыло на бал. Из замка в парк выбегают Мария и ее жених Вацлав. Они счастливы, любят друг друга, мечтают о свадьбе и близком лучезарном будущем. Тем временем, по парку бродит татарский лазутчик, и его преследует польская стража.

Под звуки полонеза гордо шествуют танцующие пары. Первыми выступают Мария и ее бравый отец. За торжественным полонезом следует изящная мазурка. Другие танцы не менее великолепны. Настроение у гостей превосходное.

Неожиданно вбегает начальник стражи. Он в ужасе: полчища татар окружили со всех сторон парк. Мужчины хватаются за оружие, но иноземцы уже заполонили все вокруг. Разгорается жестокий бой. В неравном бою погибает и польский князь. Из пылающего замка бегут Мария, охраняемая Вацлавом. Внезапно им преграждает дорогу предводитель татар хан Гирей. Пораженный красотой Марии, хан на мгновение останавливается, затем устремляется к ней. Вацлав пытается защитить свою возлюбленную, но падает замертво, сраженный клинком Гирея. Марию по приказу хана отправляют в гарем.

Действие второе

В гареме Гирея его жены веселятся, танцуют. Среди них Зарема — самая любимая из жен хана. Слышны звуки воинственной музыки. Это войско хана Гирея возвращается из похода. Жены встречают своего властелина. Зарема бросается навстречу Гирею, но мысли хана заняты прекрасной пленницей. Зажигательный танец Заремы оставляет хана равнодушным, что приводит ее в отчаяние.

В тоске по родине Мария проводит свои дни. Приход Гирея не радует и не пугает ее. Она ко всему равнодушна. Гирей умоляет Марию полюбить его и говорит ей о своей страсти. Только с Марией он добр и терпелив. Но она не может полюбить Гирея, ведь он — убийца всех близких ей людей. Не смея настаивать, хан уходит. Мария наигрывает на лютне любимую мелодию. Она вспоминает об утерянном счастье. Наступает ночь, но девушке не спится. В ее комнату проскальзывает Зарема и умоляет вернуть ей любовь Гирея. Мария уверяет ревнивую женщину, что не любит и никогда не полюбит хана. Зарема верит ей, но внезапно ее взор замечает забытую Гиреем тюбетейку. Пламя ревности вспыхивает снова. Проснувшаяся служанка зовет на помощь. Вбегает Гирей, но Зарема успевает вонзить кинжал в соперницу. Появившейся страже Гирей приказывает увести Зарему.

Во внутреннем дворе Бахчисарайского дворца Гирей тоскует о Марии. Военачальник Нурали, вернувшийся с войском из удачного похода, показывает ему новых пленниц, но хан равнодушен. И даже казнь Заремы не утолила душевные муки Гирея. Прислужники пытаются развлечь его танцами, Нурали и воины призывают хана к новым набегам, но и это не утешает его. Он велит привести в действие фонтан, который построил в память о Марии, — «Фонтан слез». Перед ним возникают видения прошлого. Издалека доносится голос певца:

Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль…

Музыкальный руководитель и главный дирижёр
Роберт Лютер

Балетмейстер-постановщик
Шамиль Терегулов

Художник-постановщик
Дмитрий Чербаджи (Москва)

Дирижёры
Герман Ким

Хормейстер
Альфия Белогонова

Педагоги-репетиторы
Ринат Абушахманов
Вячеслав Журавлёв
Леонора Куватова
Галина Сабирова
Елена Фомина
Людмила Шапкина

Концертмейстеры
Гульсум Байкова
Лена Ирназарова
Лиана Кашапова
Людмила Севастьянова

Помощник режиссёра, ведущий спектакля
Татьяна Трудоношина

Действующие лица

Князь Адам, польский князь
Мария, его дочь
Вацлав, жених Марии
Гирей, крымский хан
Зарема, любимая жена Гирея
Нурали, военачальник
Две паненки
Двое юношей
Солисты в польских танцах "Краковяк" и "Мазурка"
Солистки оперной труппы

В спектакле заняты хор и симфонический оркестр Башкирского театра оперы и балета


Партнеры