Театр уходит, чтоб вернуться. Через год

2 июля 2013 года
Валентина Айшпор

Ушел в историю еще один театральный сезон. Для Башкирского государственного театра оперы и балета он был юбилейным — семьдесят пятым. Сейчас спектакли уже не идут, у театральной кассы нет очередей, творческие коллективы постепенно уходят в отпуск… Сил нужно набраться всем, поскольку следующий год для БГТОиБ будет непростым. Историческое здание театра закрылось на реконструкцию.

А это значит не только то, что шикарные интерьеры с правительственной ложей, парадной мраморной лестницей и уникальные музеи будут скрыты от публики на длительный период. Артисты временно лишились своих грим-уборных, репетиционных залов, переезжают целые цехи: костюмерный, обувной, реквизиторский… Меняют место дислокации звукооператоры, осветители и многие другие обитатели театра…

И самое главное — оперный не сможет в полном объеме представлять своим дорогим зрителям постановки. Безусловно, продолжит работу Камерная сцена, предстоят многочисленные гастроли и выступления на арендованных сценических площадках Уфы. Но в предстоящий сезон театр не в состоянии будет порадовать премьерами масштаба оперы «Тоска» на музыку Пуччини или балета «Спартак» Хачатуряна. И, к великому сожалению балетоманов, не состоится в определенный срок очередной Нуреевский фестиваль. Поэтому минувший праздник во славу танца вспоминается с особенным чувством…

…Ежегодно Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева становится громким событием. Из разных уголков России и мира танцовщики, критики, специалисты в области театра съезжаются в Уфу, в город, где некогда сделал первые шаги к мировой славе гений танца XX века. Каждый раз Нуреевский дарит радость встречи с уже полюбившимися артистами и открывает уфимцам новые имена. За долгие годы он обрел постоянных зрителей, признание мировой балетной общественности.

Фестиваль — это танцевальный калейдоскоп. За одну неделю можно посмотреть и классический «большой» балет с «белым» актом, как-то «Баядерка» или «Жизель», и приобщиться к искусству современного танца, и «собрать сливки» в заключительном Гала-концерте с участием звезд мирового масштаба.

В нынешнем году Нуреевский фестиваль прошел уже в девятнадцатый раз и был, как всегда, щедрым на необычайное по яркости действо. Вопреки традиции он не открылся премьерой, зато торжественный концерт «Gaudeamus-гала» во всем блеске представил уфимскую балетную школу. На сцене театра выступали воспитанники Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева от мала до велика: и совсем юные учащиеся, и прима-балерины, и ведущие танцовщики театра.

В спектакле «Баядерка» в главных партиях выступили прима-балерина и премьер Мариинского театра Екатерина Кондаурова и Евгений Иванченко. Любовный треугольник Никия — Солор — Гамзатти замкнула наша Гульсина Мавлюкасова. К слову сказать, нынешний фестиваль стал настоящим бенефисом, триумфальным возвращением Гульсины из декретного отпуска. Она виртуозно исполнила партию дочери раджи, ни на мгновение не теряясь рядом с одной из самых блистательных пар Петербурга. В балете «Дон Кихот» восхитила публику своей Уличной танцовщицей и Повелительницей дриад, сорвав шквал аплодисментов. А ее «Умирающий лебедь» в буквальном смысле потряс не только зал, но и парижского критика Виктора Игнатова, который после выступления иначе как бриллиантом Гульсину не называл.

Давний друг театра Дину Тамазлакару приехал в столицу Башкирии в пятый раз. Сказать, что этого танцовщика Берлинской национальной оперы у нас обожают, — не сказать ничего. Его Базилю в балете «Дон Кихот» публика рукоплескала, отбивая ладони, и, срывая голос, кричала: «Браво!».

Долю неоклассики внесли в фестивальную палитру два вечера итальянской труппы «Классический балет Лилианы Кози — Маринеля Стефанеску». Кстати, напомню: «Вечерка» уже писала о том, что сама сеньора Лилиана — прима миланского театра Ла Скала и партнерша Рудольфа Нуреева — сорок лет назад выступала в БГТОиБ. И рада была представить теперь свою труппу.

Концертная компания «Содружество» вновь привезла к нам молодых танцовщиков — победителей престижных конкурсов. Но больший интерес вызвала постановка Камерного балета «Москва» — спектакль «Эдит Пиаф: ни о чем не жалею», решенный средствами современной хореографии, стал настоящим потрясением и вызвал, пожалуй, больше всего эмоций у зрителей и критиков. В антракте и сразу после спектакля публика разделилась на сторонников такой трактовки жизни легендарной певицы и их оппонентов.

Еще одним аргументом в пользу того, что уфимцы живо интересуются современным танцем, стал заключительный Гала-концерт. На сей раз он почти на девяносто процентов состоял из номеров в стиле contemporary.

…Нуреевский фестиваль за свою двадцатилетнюю историю переживал разные времена. Многие обратили внимание на то, что в нынешнем году фестиваль должен был стать юбилейным. Созданный в 1993 году с легкой руки Юрия Григоровича, он знал периоды бурного расцвета и затишья. Например, в 1996 и 1999 годах из-за нехватки финансирования театр обошелся балетами-посвящениями великому Руди в день его рождения — 17 марта. Это были великолепные спектакли с артистами, которые общались, работали с Нуреевым: «Жизель» с Айдаром Ахметовым и «Сильфида» с Жанной Аюповой. И в том, что предстоящий сезон пройдет без фестиваля, пожалуй, нет ничего страшного. Зато год спустя в обновленном театральном здании в свете рампы с новой силой засияет праздник во славу танца, во славу великого земляка!

Валентина АЙШПОР,
газета «Вечерняя Уфа» от 2 июля 2013.

Партнеры