Триумф танца
«В каждом, кто будет танцевать на сцене, будет жить частичка меня». Эти слова великого мастера танца Рудольфа Нуреева стали эпиграфом к XIX Международному фестивалю балетного искусства, прошедшему в Уфе с 17 по 23 апреля и посвященному
Семь дней, до предела насыщенные эмоциями, высокой эстетикой классического и современного мирового и российского балетного искусства, пролетели как один миг, оставив у поклонников сцены самые замечательные впечатления и воспоминания.
17 апреля в театральном зале «Эрмитаж» Башкирского государственного театра оперы и балета, на сцене которого проходил фестиваль, открылась выставка «Рудольф Нуреев», на которой свои художественные полотна представили башкирские мастера — Вагиз Шайхетдинов, Рамиль Латыпов, Риф Шарифуллин, Рустам Фаткуллин. И в этот же день в Греческом зале состоялась презентация экспериментальной выставки «Очарование» уфимского фотографа Олега Менькова и танцовщика, хореографа и фотолюбителя Рината Абушахманова. А вечером фестивальную палитру открыл торжественный концерт
Афишу Нуреевского фестиваля украсили гастроли итальянской Труппы Лилианы Кози.
18 апреля уфимские зрители увидели балет в двух действиях «Sinfonie in baletto» на музыку Сергея Рахманинова, Петра Чайковского, Александра Скрябина, Иоганнеса Брамса, Ференца Листа. Характерная деталь: в программу фестиваля по традиции вошли балетные спектакли, объединенные «фактом значимости их в творческой биографии великого танцовщика». На следующий день уфимцы и гости башкирской столицы насладились двухактным балетом «Чайковский» в постановке Маринеля Стефанеску.
Не оставил равнодушными балетоманов и спектакль Минкуса «Баядерка», в котором приняли участие полюбившиеся танцовщики из Мариинского театра (
21 апреля с большим удовольствием я посмотрела вечер балета в трех отделениях — «Танцевальная палитра России», в котором, как точно подметил перед началом программы
А в первой части вечера Русский камерный балет «Москва» показал одноактный балет «Эдит Пиаф: ни о чем не жалею…» — яркое, волнующее и в то же время глубоко интимное зрелище о трагической судьбе талантливой певицы. Этот спектакль — дипломная работа молодого хореографа,
Исполнительница главной роли Нина Мадан сумела волнующе и эмоционально передать языком современного пластического балета противоречивую и многогранную натуру своей героини. Софья Гайдукова в роли Симоны — воплощение трепетной заботы о своей сестре. Она и ее
В балете звучали песни самой Пиаф, прекрасная музыка Альфреда Шнитке, Мередит Монк, Леонарда Берстайна, Рождера Ино. К слову, спектакль «Эдит Пиаф: ни о чём не жалею…» вошел в репертуар Русского камерного балета «Москва». А многочисленные постановки Марины Никитиной исполняются на различных балетных фестивалях и конкурсах. Примечательно также, что балет «Москва» появился на театральной карте в 1991 году. А в идее его создания лежит забота о сохранении традиций классического наследия и творческого поиска, новаторства в хореографическом искусстве, оказание помощи незащищенным в материальном плане энтузиастам современного русского балета в воплощении их творческих замыслов. На базе балета «Москва» учрежден Центр современной хореографии и помощи танцовщикам в развитии новых направлений русской современной хореографии, а также организации и проведении фестивалей, творческих мастерских, семинаров и гастролей.
22 апреля театральную афишу украсил один из самых жизнерадостных балетов классического наследия — «Дон Кихот», в котором во всей многогранности раскрылся талант Рудольфа Нуреева. Главные партии в этом спектакле исполнили солисты Берлинской государственной оперы Дину Тамазлакару и Маргарита Рудина, заслуженная артистка России, лауреат международных конкурсов.
Восхитительный спектакль «Жизель» Адольфа Адана — классика балета — продолжил фестивальный калейдоскоп. Много лет назад Рудольф Нуреев в этом балете впервые станцевал лирический образ, что стало настоящим триумфом. На сцене нашего театра 23 апреля заглавные партии в балете «Жизель» исполнили звезды Национального балета Китая Чао Шуци (Жизель) и Жанг Си (Альберт).
Закрылся фестиваль грандиозным
Накануне закрытия фестиваля в театре состоялась
Закончить эти заметки хочется словами почетного президента Международного фестиваля балетного искусства имени Рудольфа Нуреева Юрия Григоровича: «Время неумолимо мчится вперед, а имя Нуреева, его творчество, личность, судьба
Напомним читателям, что уже 30–31 мая в Башкирском государственном театре оперы и балета пройдет долгожданная премьера балета «Спартак» Арама Хачатуряна в постановке Юрия Григоровича.
Подготовила Гюльнара ИКСАНОВА,
газета «Истоки» от мая 2013.