Триумф танца

1 мая 2013 года
Гюльнара Иксанова

«В каждом, кто будет танцевать на сцене, будет жить частичка меня». Эти слова великого мастера танца Рудольфа Нуреева стали эпиграфом к XIX Международному фестивалю балетного искусства, прошедшему в Уфе с 17 по 23 апреля и посвященному 75-летию со дня рождения нашего знаменитого земляка.

Семь дней, до предела насыщенные эмоциями, высокой эстетикой классического и современного мирового и российского балетного искусства, пролетели как один миг, оставив у поклонников сцены самые замечательные впечатления и воспоминания.

17 апреля в театральном зале «Эрмитаж» Башкирского государственного театра оперы и балета, на сцене которого проходил фестиваль, открылась выставка «Рудольф Нуреев», на которой свои художественные полотна представили башкирские мастера — Вагиз Шайхетдинов, Рамиль Латыпов, Риф Шарифуллин, Рустам Фаткуллин. И в этот же день в Греческом зале состоялась презентация экспериментальной выставки «Очарование» уфимского фотографа Олега Менькова и танцовщика, хореографа и фотолюбителя Рината Абушахманова. А вечером фестивальную палитру открыл торжественный концерт «GAUDEAMUS-гала». На сцене танцевали воспитанники Уфимского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева и звезды уфимского балета.

Афишу Нуреевского фестиваля украсили гастроли итальянской Труппы Лилианы Кози.
18 апреля уфимские зрители увидели балет в двух действиях «Sinfonie in baletto» на музыку Сергея Рахманинова, Петра Чайковского, Александра Скрябина, Иоганнеса Брамса, Ференца Листа. Характерная деталь: в программу фестиваля по традиции вошли балетные спектакли, объединенные «фактом значимости их в творческой биографии великого танцовщика». На следующий день уфимцы и гости башкирской столицы насладились двухактным балетом «Чайковский» в постановке Маринеля Стефанеску.

Не оставил равнодушными балетоманов и спектакль Минкуса «Баядерка», в котором приняли участие полюбившиеся танцовщики из Мариинского театра (Санкт-Петербург), особенно прима-балерина Екатерина Кондаурова в роли обольстительной баядерки Никии и Евгений Иванченко, исполнивший партию Солора.

21 апреля с большим удовольствием я посмотрела вечер балета в трех отделениях — «Танцевальная палитра России», в котором, как точно подметил перед началом программы арт-директор фестиваля, заслуженный деятель искусств России, генеральный директор Международной федерации балетных конкурсов, первый вице-президент Международного союза деятелей хореографии (Москва) Сергей Усанов, приняли участие «сливки» молодого танцующего сообщества, победители престижных международных конкурсов, слава и надежда российского балета. Сочные выступления юных дарований ведущих театров России составили основу второй половины вечера, проходившей в форме гала-концерта с антрактом.
А в первой части вечера Русский камерный балет «Москва» показал одноактный балет «Эдит Пиаф: ни о чем не жалею…» — яркое, волнующее и в то же время глубоко интимное зрелище о трагической судьбе талантливой певицы. Этот спектакль — дипломная работа молодого хореографа, педагога-репетитора Русского камерного балета «Москва», заслуженной артистки России Марины Никитиной. Спектакль создан по мотивам книги Симоны Берто, сестры «золотого воробушка Франции». Симона вспоминает о яркой, неповторимой личности великой певицы, ее юных мечтах, трагической любви, сложной дороге к славе и преждевременной смерти.
Исполнительница главной роли Нина Мадан сумела волнующе и эмоционально передать языком современного пластического балета противоречивую и многогранную натуру своей героини. Софья Гайдукова в роли Симоны — воплощение трепетной заботы о своей сестре. Она и ее ангел-хранитель, и судья… Актрисе удалось передать историю жизни Эдит опосредованно и талантливо, а дополнили эти одиозные характерные образы, созданные Василием Мухиным (Марсель), номинантом Национальной театральной премии «Золотая маска» Романом Андрейкиным (Поль) и Павлом Глуховым (Тео).
В балете звучали песни самой Пиаф, прекрасная музыка Альфреда Шнитке, Мередит Монк, Леонарда Берстайна, Рождера Ино. К слову, спектакль «Эдит Пиаф: ни о чём не жалею…» вошел в репертуар Русского камерного балета «Москва». А многочисленные постановки Марины Никитиной исполняются на различных балетных фестивалях и конкурсах. Примечательно также, что балет «Москва» появился на театральной карте в 1991 году. А в идее его создания лежит забота о сохранении традиций классического наследия и творческого поиска, новаторства в хореографическом искусстве, оказание помощи незащищенным в материальном плане энтузиастам современного русского балета в воплощении их творческих замыслов. На базе балета «Москва» учрежден Центр современной хореографии и помощи танцовщикам в развитии новых направлений русской современной хореографии, а также организации и проведении фестивалей, творческих мастерских, семинаров и гастролей.

22 апреля театральную афишу украсил один из самых жизнерадостных балетов классического наследия — «Дон Кихот», в котором во всей многогранности раскрылся талант Рудольфа Нуреева. Главные партии в этом спектакле исполнили солисты Берлинской государственной оперы Дину Тамазлакару и Маргарита Рудина, заслуженная артистка России, лауреат международных конкурсов.

Восхитительный спектакль «Жизель» Адольфа Адана — классика балета — продолжил фестивальный калейдоскоп. Много лет назад Рудольф Нуреев в этом балете впервые станцевал лирический образ, что стало настоящим триумфом. На сцене нашего театра 23 апреля заглавные партии в балете «Жизель» исполнили звезды Национального балета Китая Чао Шуци (Жизель) и Жанг Си (Альберт).

Закрылся фестиваль грандиозным гала-концертом с участием звезд мировой сцены и лучших танцовщиков Башкирского государственного театра оперы и балета. Напомню, впервые в Уфе выступили прима Берлинской государственной оперы Маргарита Рудина, звезды Национального балета Китая Чао Шуци и Жанг Си, танцовщик из Швейцарии Уильям Педро, ведущие солисты Литовского театра оперы и балета Ольга Конощенко и Геннадий Жуковский, солисты Театра балета Бориса Эйфмана Нина Змиевец и Олег Габышев. Наряду с «дебютантами» в концерте приняли участие полюбившиеся уфимской публике танцовщики: солист Берлинской государственной оперы Дину Тамазлакару, солисты Национальной оперы Украины имени Т. Шевченко Наталья Мацак и Денис Недак, солисты Одесского национального академического театра оперы и балета Мидори Тэрада и Койя Окана. Во всех спектаклях и гала-концерте фестиваля были задействованы лучшие силы балетной труппы, симфонический оркестр Башкирского государственного театра оперы и балета.

Накануне закрытия фестиваля в театре состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие специальные гости фестиваля — Сергей Усанов, арт-директор фестиваля, Виктор Игнатов, музыкальный и балетный критик, вице-президент Международной ассоциации музыкальных критиков (Париж), вице-президент Французской ассоциации «Art Studio Russie», основатель и директор веб-журнала «Афиша: Париж — Европа», обозреватель и член попечительского совета российского телеканала «Театр» (Париж), Гвидо Риччи, импресарио (Италия), Леонора Куватова, художественный руководитель фестиваля, народная артистка России и Башкортостана, лауреат Государственной премии РБ им. С. Юлаева, Рустэм Сабитов, художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств России и Башкортостана, лауреат Государственной премии РБ им. С. Юлаева, Дину Тамазлакару, лауреат международных конкурсов.

Закончить эти заметки хочется словами почетного президента Международного фестиваля балетного искусства имени Рудольфа Нуреева Юрия Григоровича: «Время неумолимо мчится вперед, а имя Нуреева, его творчество, личность, судьба по-прежнему волнуют, притягивают. Это необыкновенный, талантливый танцовщик, самобытная, многогранная личность, неудивительно, что он оставил яркий след в истории мирового балета… Мне очень нравится, как в Уфе чтут память о великом земляке. Фестиваль его имени, который мы начали двадцать лет назад, набирает силу, авторитет, притягивает ярких танцовщиков России и других стран… Приятно отметить, что фестиваль имени Рудольфа Нуреева каждый раз становится настоящим праздником во славу танца, приносит несказанное эстетическое удовольствие многочисленным поклонникам балетного искусства».

Напомним читателям, что уже 30–31 мая в Башкирском государственном театре оперы и балета пройдет долгожданная премьера балета «Спартак» Арама Хачатуряна в постановке Юрия Григоровича.


Подготовила Гюльнара ИКСАНОВА,
газета «Истоки» от мая 2013.

Партнеры