Башкирия: Нуреев и не только
В разнообразных рейтингах из серии «сто крупнейших городов России» приютившаяся у Уральского подножия Уфа гордо занимает первые строки. Как город благоприятный для проживания, удобный для бизнеса, как самый зеленый «миллионник». Да и башкирские здравницы (мед и кумыс — козыри) входят в число лучших по стране.
В
Жизнь бьет ключом — в дни XIX Международного фестиваля балетного искусства имени Рудольфа Нуреева здесь одновременно проводились несколько важных акций. На VII Всероссийском съезде уполномоченных по правам ребенка обсуждали, как сделать защиту детей более эффективной. 60 отечественных модельеров собрались решать, что будет носиться в нынешнем сезоне и способна ли одежда формировать настроение. «Библионочью» удалось узнать немало интересного о Башкирии. Например, о том, что по неустановленным причинам на севере республики рождается 90 процентов мальчиков, а в южных районах — больше девочек. Может быть, они более теплолюбивы? Точных ответов не найдено, но факт налицо, и его учитывают при распределении молодых специалистов.
Кстати, у тех, кто учится, есть любимое место — пик Салавата, где разговаривают ветра и хочется дышать полной грудью. Здесь, на просторной студенческой площади, окруженной двенадцатью учебными заведениями и
Свадеб в городе — множество. В главной мечети
Миф по имени Руди
Нынешний сезон — дважды нуреевский: год
Вулкан по имени Руди до сих пор будоражит человечество: коллекционируются скандальные выходки и описываются неприглядные стороны личности артиста, смакуются его привязанность к роскоши и детали мучительной смерти от СПИДа. В Уфе не лакируют жизнь земляка, но пишут портрет эпохи, где в голливудскую роскошь нуреевских особняков и островов пытливо всматривается голодное уфимское детство.
…Странное занятие выбрал себе малолетний Рудик — сын политрука Красной Армии после похода в театр на балет «Журавлиная песнь». В девятиметровой комнате, где он ютился с матерью и тремя сестрами (за ними же донашивал перешитую одежду и стоптанные башмаки), он сдвигал нехитрую мебель и под музыку из репродуктора совершал первые прыжки. Уфа помнит и приезд своего героя в 1987 году для прощания с матерью.
Начало фестивальной традиции связано с Юрием Григоровичем — это он в 1993 году, в год смерти танцовщика, вместе с Шамилем Терегуловым, легендарным руководителем башкирского балета, придумал нуреевский фест. Идея получила поддержку правительства республики, а позже уфимскую акцию включили в федеральную культурную программу. Сегодня фирменным балетным биеннале управляет — гендиректор Международной Федерации балетных конкурсов Сергей Усанов, худрук балетной труппы и хореографического колледжа Леонора Куватова и их помощники. Концепция фестиваля вычитана из профессиональной биографии Нуреева: помимо школы (это — основа), неоклассика (Рудольф любил танцевать Баланчина), эксперименты (он ставил на молодость и не боялся рисковать) и, конечно, классика.
Известный композитор и дирижер Рустэм САБИТОВ, возглавляющий театр, — у штурвала всего театрального корабля.
культура: Необычно выглядит, когда композитор, руководящий сильным театром, не включает в репертуар свои произведения. И даже Ваш замечательный
Сабитов: Не для того же я принял руководство театром, чтобы продвигать свои сочинения. Да и сочинять сейчас совсем нет времени. Взялся за дело — им и занимайся… Впереди — полтора года ремонта: балету, опере, оркестру придется
культура: Театр выглядит чистым и парадным, зачем понадобился ремонт?
Сабитов: Театр — гордость города, его обновляют к саммитам. К тому же оснащение сцены устарело, мы нуждаемся в современном инструментарии.
культура: Нынешний фестиваль открывается выступлением учеников балетной школы. Это принципиальная позиция? Обычно фестивали в первый вечер представляют спектакль со звездными гостями.
Сабитов: Для каждого ученика выход на сцену, где делал первые па Нуреев, не только честь, ответственность, но и память на всю жизнь. Подумали о будущем.
Школа
Диплом Башкирского хореографического колледжа, что носит имя Рудольфа Нуреева, — гарантия качества. Престиж школы обеспечивается выпускниками, востребованными не только в театрах России, включая Большой и Мариинский, но и на Западе. За несколько месяцев до последних экзаменов приезжают руководители российских театров, и за каждого выпускника идет нешуточная борьба. Уфимский колледж — молодой побег вагановской школы.
«Вагановское училище, которое я сама окончила, для нас образец. Мы также привержены классике, точности в выполнении движений, академической строгости. Ум, культура, вкус — отличительные черты академического стиля. Новая хореография, конечно, нужна, но осмысленная и музыкальная. Важно, чтобы выпускники свободно владели танцевальной грамотой по вагановской методике, тогда они смогут танцевать все — и классические балеты, и спектакли разных современных стилей. Мы воспитываем в ребятах любовь к профессии и вдумчивую требовательность к себе», — рассказывает Леонора Куватова.
Труппа уфимского балета целиком состоит из выпускников местной школы, что редкость в родном Отечестве и уж совсем небывальщина — в мировых компаниях. Меж тем, так обеспечивается важное для балета единство стиля.
Подтверждение — вечер
В акте балета «Щелкунчик» (хореография Василия Вайнонена), поставленного колледжем для своих учеников, солировали артисты театра Валерия Исаева и Ильнур Гайфуллин.
Посланцы Европы
Из Италии приехал «Классический балет
Кози: Конечно, Рудик был разным, и все, что говорят о его необузданности, правда. Но люди поворачиваются разными гранями. Ко мне он был великодушен. Впервые я танцевала с Нуреевым в 1969 году, причем он сам попросил об этом дирекцию «Скала». Мы неоднократно вели вместе балеты «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Жизель», на гастролях — «Сильфида». В одном из турне мне пришлось срочно заменить заболевшую солистку в
культура: Нуреева перестали приглашать в «Скала». Почему?
Кози: Он ставил в «Скала» балет «Щелкунчик» — очень трудный.
Большой скандал случился на спектакле «Жизель». Нуреев делал диагональ кабриолей, на его пути оказалась артистка кордебалета. В прыжке он попросил ее отодвинуться, дважды попросил (он хорошо говорил
культура: Говорят, что он мало обращал внимания на партнерш…
Кози: Для меня он был внимательным кавалером. Наоборот, когда мы первый раз танцевали в балете «Жизель», он злился, что я не смотрю ему в глаза.
культура: Где Вы так хорошо выучили русский язык?
Кози: В мире балета в наше время многие говорили
культура: Сейчас Вы — человек воцерковленный…
Кози: К вере пришла самостоятельно. Поняла, что есть Тот, кто все знает про меня и меня любит. Почувствовала, что во мне есть частица Бога. Как и в каждом человеке.
культура: Свою последнюю встречу с Нуреевым помните?
Кози: В начале
Пиаф и дочь раджи
Современные поиски танцтеатра вписал в фестивальную летопись Русский камерный балет «Москва». В одноактной исповеди «Эдит Пиаф: ни о чем не жалею…», поставленной Мариной Никитиной, трагическая судьба сложена из встреч, расставаний, боли, любви. Горькую историю отчаянно станцевала Нина Мадан. Далее бодрая команда юных лауреатов международных конкурсов, куда на полном основании вошли уфимские лидеры молодого поколения — Ирина Сапожникова и Валерия Исаева, выстроились в праздничный гала, принятый публикой с безоговорочным успехом. Три вечера отдали любимым Нуреевым балетам: «Баядерка», «Дон Кихот», «Жизель». Уфимский кордебалет и солисты не терялись в сиянии приглашенных звезд. Башкирская труппа любит и умеет работать «от партнера», выстраивая в спектаклях живые отношения. В спектакле «Баядерка» с церемониальным Востоком и сверкающей эклектикой (возведенной в ранг стиля) костюмов, муляжей слонов и тигров, бравыми шествиями, вариациями и ансамблями, танцем классическим и характерным, пантомимой и игровыми мизансценами — главным остается столкновение двух воль, соперничество храмовой танцовщицы и дочери раджи. Прима Мариинки Екатерина Кондаурова и башкирская звезда Гульсина Мавлюкасова на равных провели тему конфликта любви и долга, предательства и верности. Солору Евгения Иванченко (Мариинка) приходилось делать непростой выбор, и — без притворства. Венцом балета, как и положено, стала картина «Тени». Когда маэстро Герман Ким и сделавший заметный качественный прыжок оркестр слегка замедлили темп, желая пропеть нежные мелодии, — все тени, как одна большая душа, подхватили новую эмоцию, и возникло то самое чудо театра, что не объяснить словами.
Персональный Эрмитаж
В 1954 году Рудольф Нуреев был принят статистом в Башкирский театр, копил деньги, чтобы отправиться в Вагановскую академию. Приехал в Ленинград в августе. Прием закончился. С горя пошел в Эрмитаж, где смотритель его не заметил. Ночь в музее оказалась нескучной и нестрашной. В Башкирском театре — свой Эрмитаж. Единственный в мире музей Нуреева. К 156 артефактам, подаренным фондом Нуреева от имени правительства Великобритании, добавлены многие реликвии. Получилась славная экспозиция: старенькое пианино (его артист купил на свой первый зарубежный гонорар после поездки в Болгарию), полностью экипированный костюм Джеймса из балета «Сильфида», колеты из балетов «Раймонда» и «Дон Кихот», афиши, фото, билеты, неизвестные фотографии. Два альбома: в один во время уфимского детства Нуреев вклеивал репродукции картин любимых художников; во второй, преподнесенный музею Владимиром Спиваковым, безымянный поклонник Нуреева собирал фото, программки, вырезки из газет…
К фестивалю театр подготовил две выставки. В театральном зале — 14 работ известных башкирских художников, на полотнах — образ Рудольфа. Пять картин уже были представлены в
Получив эмоций и впечатлений сполна, гости разъехались. А хозяева вышли на финишную прямую в подготовке балета «Спартак» Юрия Григоровича. Премьера назначена на конец мая.
Елена ФЕДОРЕНКО,
газета «Культура», 17 — 23 мая 2013