Тринадцатый дает надежду
…Обаятельнейший шекспировед, профессор РАТИ и просто умница Алексей Бартошевич говорил студентам (в лекции по телеканалу «Культура»): «Театр должен удивлять. Если он не удивляет, то зачем тогда он?»
На спектакле «Князь Игорь» у меня было по меньшей мере три удивления. Потрясающий, строго исполненный хор a capella из последнего действия, стройная, в белых одеждах Ярославна, как свеча на фоне черных, обуглившихся балок крепости, и, наконец, Кончаковна, юная обольстительная красавица, свободно владеющая своим низким свежим голосом.
Титулованный и безусловно талантливый режиссер Георгий Исаакян ничем не удивил. В рамках традиционной постановки тоже можно создавать чудо. Тому пример Франко Дзеффирелли, Джорджо Стреллер и другие. В спектакле Г. Исаакяна мы не обнаружили никаких открытий, никаких изысков. Актеры были, к сожалению, маловыразительны. Их затмил, появившись ненадолго, раскованный, «европейский» хан Кончак — Аскар Абдразаков. Князь Игорь (Раиль Кучуков) вмиг стушевался и потускнел.
Дирижер Александр Анисимов (Беларусь) и художник Эрнст Гейдебрехт (Германия) не разочаровали, подтвердили свой высокий профессиональный статус. Уверенно и мощно выступил один из главных персонажей оперы А. Бородина — хор (хормейстер — Эльвира Гайфуллина).
Хорошо, когда сценограф и художник по костюмам — в одном лице. Здесь нет конфликта интересов. В уфимском спектакле «Князь Игорь» можно, наверное, найти
Однако, повторюсь, больше всех удивила меня Кончаковна — Катерина Гильмутдинова. Когда она закончила свою популярную и довольно трудную арию, по рядам зрителей сквозь аплодисменты пронеслись вопросы: «Откуда?», «Кто такая?»
На следующий день поле премьеры мы встретились.
Признаюсь, я был посрамлен: думал, что открыл юное дарование, но, оказывается, опоздал… на два года. Еще в позапрошлом году второкурсница академии искусств Катерина Гильмутдинова с успехом спела Ольгу в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского на сцене оперного театра. В ее репертуаре Кэт из «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини и Лиса из мюзикла В. Улановского «Золотой цыпленок». Своей Лисой она гордится. Это ее победа над самой беспокойной публикой на свете — детьми.
Все ее существо взбунтовалось, когда она была вынуждена петь под аккомпанемент ребячьего гвалта. «Ну нет, этому не бывать», — решила Катерина и, будучи Лисой, стала искать в рисунке роли такие хитрые ходы, от которых детвора бы онемела.
Несмотря на молодость, еще студентка, но уже солистка театра, Гильмутдинова — достаточно зрелая, многообещающая артистка. В своей профессии она с пеленок. Занималась в детской вокальной студии, пела в хоре театра и в Башкирской хоровой капелле еще в ту пору, когда ею руководил Т. Сайфуллин. Считает встречу с этим незаурядным человеком большой удачей. Именно Тагир Сергеевич смутил покой Катерины, порекомендовал ей заняться сольной карьерой. К тому времени она как раз поймала себя на том, что ей хочется выйти из хора и поговорить с публикой напрямую, с глазу на глаз. Ей было что сказать. Окончив
Из всех участников Шаляпинского фестиваля больше других меня интересовали двое: сопрано из США Адина Аарон и наш соотечественник баритон Сергей Лейферкус. С творчеством Адины Аарон я не был знаком, зато за Сергеем Лейферкусом слежу… больше тридцати лет.
У американской певицы возникли
Вселенская известность не испортила его. Без лишних разговоров он согласился дать интервью. Как я и ожидал, Лейферкус оказался демократичным, доступным человеком, умным и продвинутым собеседником…
* * *
— Вы, Сергей Петрович, сорок лет на сцене — завидное творческое долголетие…
— Певец должен сам заботиться о своем здоровье, о своей форме. Это не входит в задачи театра. И никто ему не поможет: ни директор театра, ни главный дирижер, ни уборщица. Бывает, что певцы наплевательски относятся к себе, своей работе. Кто виноват? Театр. Мы себя обычно не виним. А театр — это поточное предприятие, конвейер. Не будет этого певца — придет другой. Театру каждый день нужны спектакли. Его задача — обеспечить репертуар.
Я говорю студентам: певец должен быть очень здоровым человеком, потому что выдержать спектакль — это очень серьезная нагрузка.
Мое кредо: человек сам кузнец своего счастья. По такому принципу я живу.
— Вам не доводилось разрывать контракт с театром
— Никогда. Уехав на Запад в середине
— Театр — коммерческое предприятие?
— Безусловно. У Бомарше Фигаро говорит: «Вы дайте денег, а я вам все устрою!» Есть деньги — театр процветает, нет денег — погибает. Оперному театру нельзя обойтись без приглашенных солистов, дирижеров. Оркестру необходимо иметь контакты с различными музыкантами. Певцы должны видеть, как поют их коллеги из других городов и стран. На все это нужны деньги.
— На
— У вас высочайший уровень певцов. И отличные педагоги. Это не случайные люди, которые, потеряв голос, идут учить в консерваторию тому, как пели сами… Другое дело, республике нужен выход на внешний рынок.
— Многие российские певцы, успешно начав сольную карьеру за рубежом,
— Певцу бывает лестно получить предложение и трудно отказаться от него. Сказать, что это партия — не моя? А вдруг моя? И я ее сделаю так, как никто другой. Когда артист берется за репертуар, который петь не надо, результат бывает печальным.
— Вас связывают дружеские отношения с Пласидо Доминго…
— Расскажу про один случай. …
Пласидо этого не помнит, а для меня это был поворотный момент. Для меня Доминго был царь и бог, человек, на которого надо равняться.
— Вы, Сергей Петрович, участвовали во многих, если не во всех, престижных оперных фестивалях. И вот Шаляпинский в Уфе.
— Всегда мечтал приехать в Уфу и посмотреть на медовый рай. А тут поступило приглашение от Аскара Абдразакова, я его с удовольствием принял, поскольку в этих числах был свободен. Фестиваль, на мой взгляд, организован очень хорошо.
— Говорят (скорее всего, это легенда), что великий баритон Этторе Бастианини отказался от операции, которая продлила бы ему жизнь, но лишила возможности петь на сцене. Он выбрал сцену. А что выбрали бы Вы: сцену или жизнь?
— Сцену оставить очень тяжело. Пласидо Доминго, тенор, сейчас поет партии баритона… Как бы я поступил? Не знаю. Я большой жизнелюб.
* * *
На спектаклях Шаляпинского фестиваля я раздваивался. В первом действии был придирчивым занудой и брюзгой. Мне казалось, что одна певица поет открытым звуком, у другой голос
В уфимском спектакле «Фауст» Ш. Гуно общую мрачную картину ГУЛАГа скрасил Мефистофель — Аскар Абдразаков. Он виртуозно, с истинно французским шармом исполняет привычную для себя партию, непринужденно завоевывая симпатии не только увядшей кокетки Марты, но и многочисленной публики.
Но как бы ни были хороши фестивальные спектакли своей праздничной атмосферой, высоким градусом и ажиотажем завсегдатаев, лучшее, что приносит с собой фестиваль, его венец —
Нет нужды перечислять всех участников
А американку Адину Аарон я
Юрий Коваль,
газета «Истоки» от 29 декабря 2010 года