12 декабря 2010 года

Из семейства лучших баритонов России

Нина Жиленко
Вечерняя Уфа

Когда слушаешь красивый голос, все плохое, что случилось в жизни, отступает. Как сказал один известный певец, голос — это, прежде всего, задачи, которые ставит перед человеком провидение, голос — это информация к размышлению, это дар, который ко многому обязывает. Таким даром наделен один из лучших современных баритонов России солист Московского театра «Новая опера», лауреат международного конкурса, лауреат премии «За беззаветное служение оперному искусству» Фонда Евгения Колобова, кавалер ордена «За возрождение России. XXI век» Анджей Белецкий. 12 декабря он исполнит заглавную партию в опере Дж. Верди «Риголетто». Это будет четвертый Шаляпинский вечер в Уфе XIII Международного фестиваля оперного искусства.

… Считается, что первым всегда труднее. Но разве легче достойно продолжить уже начатое? Как надо спеть Риголетто, если до тебя в этой партии, на этой же сцене блистали признанные мастера? В премьерных спектаклях, поставленных самим маэстро Колобовым, пел Дмитрий Хворостовский. Позже, выступая в роли Риголетто по всему миру, он скажет, как трудна эта партия даже для опытного певца, как она изматывает морально и физически.

После Хворостовского в «Новой Опере» Риголетто пел солист театра Николай Решетняк, внося свои штрихи в вокальный и драматический образ. Кстати, уфимские меломаны должны помнить его по фестивалю 1994 года «Ирина Архипова представляет»: будучи в то время солистом Большого театра, он спел у нас партию Князя Игоря.

Однажды в роли вердиевского шута публику «Новой Оперы» потряс великий баритон Гамбургского оперного театра Франц Грундхебер. Такого Риголетто, писала пресса, один раз услышишь и будешь помнить всю жизнь.

Эта партия из тех, где возраст имеет значение. Осмыслить судьбу и понять характер Риголетто, не имея жизненной закалки, невозможно. Поскольку труппа театра молода, замены опытному Николаю Решетняку долгое время не находилось. И лишь постепенно появились новые вводы. Одним из самых ярких исполнителей стал Анджей Белецкий.

Анджей впервые приезжает в Уфу. Поэтому интересно было с ним познакомиться хотя бы по газетным публикациям и представить певца читателям, потенциальным посетителям фестиваля «Шаляпинские вечера».

Анджей Белецкий родился в Ялте в семье профессиональных музыкантов, петь начал с детства. В девять лет он услышал оперу «Иоланта» в Московском музыкальном театре имени К.Станиславского и В.Немировича-Данченко. Настолько ему понравилось пение солистов, что он решил стать оперным певцом. После окончания института имени Гнесиных Анджей начинал певческую карьеру в «Геликон-Опере». На него обратил внимание Евгений Владимирович Колобов, пригласил к себе в театр с прицелом на будущего Риголетто. С 2001 года Белецкий — солист «Новой Оперы». В его репертуаре красивейшие баритоновые партии мировой классики: Онегин («Евгений Онегин» П.Чайковского); Елецкий, Томский («Пиковая дама» П.Чайковского); Демон («Демон» А.Рубинштейна); Форд («Фальстаф» Дж. Верди); Амонасро («Аида» Дж. Верди); Жорж Жермон («Травиата» Дж. Верди); Тонио («Паяцы» Р.Леонковалло); соло баритона («Кармина Бурана» К.Орфа); соло баритона («Апостол Иоанн свидетельствует» А.Щетинского); Риголетто («Риголетто» Дж. Верди); Набукко («Набукко» Дж. Верди); Тельрамунд («Лоэнгрин» Р. Вагнера); Грязной («Царская невеста» Н.Римского-Корсакова); Джанни Скикки («Джанни Скикки» Дж. Пучини).

Анджей на оперной сцене — прекрасный певец и удивительный артист, живущий в образе. Он гастролировал в Германии, Франции, Австрии, Швейцарии, Голландии, Польше, США, Канаде, Испании.

Другие спектакли и другие роли постепенно подготавливали его к сложнейшей вердиевской музыке. Ныне Анджей — зрелый певец, тем не менее он приравнивает работу над Риголетто к альпинистскому восхождению на «семитысячник». В одном из интервью певец сказал:

— Эта партия — средоточие всех тех навыков, с которыми можно приступать к любому другому произведению. Это не означает конец процессу познания — искать и узнавать мы будем всю жизнь. Но тот, кто спел Риголетто, готов вокально ко всему. Так, как к Риголетто, я пока не готовился ни к одной партии. Здесь мало себя почувствовать титульным героем, который в финале выйдет последним на поклон. Вступая в мир Риголетто, ты понимаешь, насколько жизнь конечна, насколько она хрупка, и как все это трогательно и бережно надо передать зрителям. Я начинаю настраиваться на Риголетто за несколько дней до спектакля — бытовых дел в это время для меня не существует. Не замечаю происходящего вокруг — я нахожусь внутри персонажа. И я молюсь — перед каждым выходом на сцену, и после каждого выхода со сцены — я молюсь.

Похоже, нас ожидает интересное знакомство или даже восхитительное открытие.

Нина Жиленко
газета «Вечерняя Уфа» от 7 декабря 2010 года

Партнеры