Из семейства лучших баритонов России
… Считается, что первым всегда труднее. Но разве легче достойно продолжить уже начатое? Как надо спеть Риголетто, если до тебя в этой партии, на этой же сцене блистали признанные мастера? В премьерных спектаклях, поставленных самим маэстро Колобовым, пел Дмитрий Хворостовский. Позже, выступая в роли Риголетто по всему миру, он скажет, как трудна эта партия даже для опытного певца, как она изматывает морально и физически.
После Хворостовского в «Новой Опере» Риголетто пел солист театра Николай Решетняк, внося свои штрихи в вокальный и драматический образ. Кстати, уфимские меломаны должны помнить его по фестивалю 1994 года «Ирина Архипова представляет»: будучи в то время солистом Большого театра, он спел у нас партию Князя Игоря.
Однажды в роли вердиевского шута публику «Новой Оперы» потряс великий баритон Гамбургского оперного театра Франц Грундхебер. Такого Риголетто, писала пресса, один раз услышишь и будешь помнить всю жизнь.
Эта партия из тех, где возраст имеет значение. Осмыслить судьбу и понять характер Риголетто, не имея жизненной закалки, невозможно. Поскольку труппа театра молода, замены опытному Николаю Решетняку долгое время не находилось. И лишь постепенно появились новые вводы. Одним из самых ярких исполнителей стал Анджей Белецкий.
Анджей впервые приезжает в Уфу. Поэтому интересно было с ним познакомиться хотя бы по газетным публикациям и представить певца читателям, потенциальным посетителям фестиваля «Шаляпинские вечера».
Анджей Белецкий родился в Ялте в семье профессиональных музыкантов, петь начал с детства. В девять лет он услышал оперу «Иоланта» в Московском музыкальном театре имени К.Станиславского и В.
Анджей на оперной сцене — прекрасный певец и удивительный артист, живущий в образе. Он гастролировал в Германии, Франции, Австрии, Швейцарии, Голландии, Польше, США, Канаде, Испании.
Другие спектакли и другие роли постепенно подготавливали его к сложнейшей вердиевской музыке. Ныне Анджей — зрелый певец, тем не менее он приравнивает работу над Риголетто к альпинистскому восхождению на «семитысячник». В одном из интервью певец сказал:
— Эта партия — средоточие всех тех навыков, с которыми можно приступать к любому другому произведению. Это не означает конец процессу познания — искать и узнавать мы будем всю жизнь. Но тот, кто спел Риголетто, готов вокально ко всему. Так, как к Риголетто, я пока не готовился ни к одной партии. Здесь мало себя почувствовать титульным героем, который в финале выйдет последним на поклон. Вступая в мир Риголетто, ты понимаешь, насколько жизнь конечна, насколько она хрупка, и как все это трогательно и бережно надо передать зрителям. Я начинаю настраиваться на Риголетто за несколько дней до спектакля — бытовых дел в это время для меня не существует. Не замечаю происходящего вокруг — я нахожусь внутри персонажа. И я молюсь — перед каждым выходом на сцену, и после каждого выхода со сцены — я молюсь.
Похоже, нас ожидает интересное знакомство или даже восхитительное открытие.
Нина Жиленко
газета «Вечерняя Уфа» от 7 декабря 2010 года