25 октября 2019 года

Балет о пещере Шульган-Таш продолжает собирать в Уфе аншлаги

Эмилия Завричко,
Молодежная газета

Премьера балета «О чем молчат камни» в Башкирском государственном театре оперы и балета состоялась в марте этого года и прошла в рамках проекта «Нуреевские дни». Но и в новом театральном сезоне постановка продолжила свой весенний успех и по-прежнему собирает аншлаги.

О знаковой туристической достопримечательности Башкирии рассказать языком танца? А почему бы и нет?! Два талантливых человека - композитор Николай Попов и балетмейстер-постановщик, заслуженный артист РБ Ринат Абушахманов создали сценарий их видения зарождения искусства в эпоху палеолита. Версия постановки основана на рассказах и диалогах с научным консультантом Владиславом Житеневым - археологом, доктором исторических наук, доцентом МГУ.

В первую очередь хотелось бы отметить работу видеохудожника Евгения Афонина. Именно его фантастической интерактивной инсталляцией открывается спектакль. На огромном экране мы видим мириады звезд и вдруг осознаем случайность и хрупкость бытия нашей планеты... Мы вглядываемся в лицо Вселенной или она вглядывается в нас?

Хаос звезд и планет на огромном экране переходит в хаотичное движение современного мира на сцене: все артисты не отрываются от гаджетов, реальность и виртуальность уже не параллельны, они пересекаются. Одно такое пересечение-столкновение, когда первобытная агрессия разом перечеркивает культурные слои тысячелетий и становится точкой возврата в "начало начал".
Легким движением рук танцоров (как в знаменитом эпизоде "Бриллиантовой руки") современные одеяния превращаются в костюмный доисторический минимализм, где главным украшением служат татуировки. Браво художнику-постановщику Фание Низамовой!

Музыка завораживает. Удивительное, ни на что не похожее звучание этно-инструментов (думбыра, курай, кубыз) потрясающе сведены с вокалом и горловым пением и создают поистине мистическую атмосферу, полную психологических аллегорий. Медитативная музыка располагает зрителей к сосредоточенно-углублённой интроспекции и полностью погружает в разворачивающееся на сцене действо.

Современная хореография приятно радует глаз режиссерскими находками и подчеркнуто резкой графикой пластики танцоров.

А на огромном экране фона мелькают кадры знаменитой древней наскальной живописи Каповой пещеры... Их лаконизм и мастерство достойны восхищения и сегодня, а кто был их смелым автором тысячелетия назад?

Авторы постановки отвели эту роль молодой девушке (Софья Гаврюшина), что тоже символично. Ведь каждая женщина по своей изначальной сути - творец, а ее дети - это чудо природы. Вокруг грациозной красавицы кипят нешуточные страсти и, конечно, любовь. Вождь племени (заслуженный артист РБ Олег Шайбаков) олицетворяет первобытную силу и мощь. Жрец (Расиль Сагитов) - это интеллект и зарождающиеся культовые традиции племени. Накал страстей подчеркивают красные отблески подсветки и видеоряд фона...

В финале на экране мы видим "наскальную живопись" пещеры наших дней. Нагромождение разномастных уродливых надписей, многочисленных автографов. Помните, как Остап Бендер на Кавказе полез писать на скале нетленку "Здесь были Ося и Киса"? К сожалению, таких туристов и у нас в республике немало. И этим видеорядом опять пересекаются эпохи. Люди древних времен оставили в пещерах прекрасные фрески, наши современники - безобразные каракули на скалах рядом...

Благодарный зал долго аплодировал, не отпуская артистов. Лично мне понравилось, что идею балета не стали растягивать на второе действие и сделали его одноактным. Краткость - сестра таланта!
А после антракта тему башкирских легенд продолжили чудесные хореографические миниатюры.

Место встречи культурных людей Уфы изменить нельзя, и на постановке мы увидели много добрых друзей "Молодежки", выпускников нашего литературного конкурса "Премьера". Мы, конечно, попросили их поделиться своими впечатлениями о спектакле.

Гульчачак Гатауллина,
кандидат юридических наук, доцент кафедры дополнительного профессионального образования БАГСУ при Главе РБ:

- В Оперный театр пришли почти всем нашим шестым классом:  дети, классный руководитель и родители. Балет этот выбрали неслучайно. Его нам рекомендовали как спектакль с современной хореографией и нетривиальным сюжетом по мотивам археологических исследований в Каповой пещере. Я сама в пещере была, сразу заинтриговало, какой по мотивам рисунков первобытного человека  может быть балет..

Увиденное удивило. Это было прямой противоположностью классического балета... Ни симфонический музыки из оркестровой ямы, ни грациозной пластики, ни чёткого понимания ролей и сюжета... 
 Пожалуй, мне все-таки не хватило декораций и действа: каких нибудь ритуальных танцев, костров, обрядов на успешную охоту... Еще я также ожидала все-таки живого звука, хотя бы в виде больших барабанов и прочих близких к палеолиту инструментов...

Но нашим шестиклассникам  одноактный балет и танцевальные  миниатюры очень  понравились. "Это же был сплошной контемп! (contemporary dance)" , - заметила моя дочь. Современные ритмы и движения как раз нашей подрастающей мелочи были понятны, созвучны тому, что они сами танцуют в своих студиях и дансцентрах.

Наверное, это первый такой балет нашего театра. Подобные спектакли, безусловно, должны появляться: с новым прочтением классики или умелым отражением сегодняшней действительности в современных мотивах и движениях джаз-модерна или фанка...
Одно можно сказать точно: было необычно, интересно и увлекательно! Пусть, на мой взгляд, и не все понятно и гармонично...

Ольга Мусина,
народная артистка РБ, актриса и режиссер Национального молодежного театра РБ имени Мустая Карима:

- Трудно мне, неспециалисту, рассуждать на тему балета, ведь у этого жанра сценического искусства свой особый язык. В целом постановка на меня, как на простого зрителя, произвела очень хорошее впечатление! Было интересное сочетание видеоряда, хореографии, музыки, которые в совокупности создавали непередаваемую атмосферу. Было чудесно, современно, любопытно. Правда, я не совсем уловила сюжет. Может быть, это и необязательно. Я получала визуальное наслаждение от созерцания красивых движений, потрясающей пластики грациозных тел артистов. Искренне восхитило их трудолюбие. Я, как представитель драматического актерского цеха, даже немного позавидовала такой невероятной трудоспособности и самоотдаче.

Спасибо коллегам из Башкирского государственного театра оперы и балета за прекрасный вечер!
Партнеры