Сезон реконструкции и…творчества

17 сентября 2013 года

Интервью газете «Музыкальное обозрение», Москва

С начала лета Башкирский государственный театр оперы и балета закрыт на капитальный ремонт. Оперная труппа, балетная, хор, оркестр, производственные цехи должны продолжать свою деятельность, творить, не допустить, чтобы уфимцы, гости города лишились возможности наслаждаться высоким классическим искусством. Перед руководством театра встают непростые задачи. Надо искать и находить новые формы, жанры, чтобы творческий процесс не только не остановился, но продолжал развиваться, совершенствоваться…

Об этом говорил в нашей беседе художественный руководитель театра — заслуженный деятель искусств России и Башкортостана, лауреат Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева, лауреат премии Союза композиторов России имени Дмитрия Шостаковича Рустэм САБИТОВ.

— Плодотворные итоги прошедшего сезона, — отмечает Рустэм Нариманович, — в какой-то степени подготовили почву для успешной работы в сложный период реконструкции. Во всяком случае, морально, психологически. Ведь четыре последние премьеры — оперы «Школа влюбленных» Моцарта, «Тоска» Пуччини и балеты, поставленные Юрием Григоровичем, «Корсар» Адана и «Спартак» Хачатуряна — показали, я считаю, хороший, добротный профессиональный уровень нашего театра. Таково не только мое мнение. Об этом можно судить по реакции общественности, критики, зрителей. Мы высоко подняли нашу планку, и ее ни в коем случае не хочется снижать, какие бы трудности ни приходилось преодолевать. А реконструкция театра, конечно, вынуждает нас работать в сложных условиях. Мы, например, не сможем показать ни одного оперного спектакля, поскольку ни в одном дворце культуры республики нет оркестровой ямы, а под фонограмму давать оперу немыслимо. Но мы постараемся поддержать в коллективе творческий тонус, художественное руководство театра сейчас озабочено только одним: организовать полноценную работу коллектива в специфических условиях.

Мне хочется такую тему затронуть: я человек советский, в хорошем понимании этого слова, и вспоминаю предыдущий капитальный ремонт — в восьмидесятые годы. Тогда театру дали площадку — дворец культуры имени Орджоникидзе. Мы жили там три года — проводили репетиции, давали спектакли, так как имелась оркестровая яма. Худо или бедно, но репертуар сохранили. Сейчас, конечно, времена другие, но я надеялся, что государство поможет нам в этом вопросе, чтобы обеспечить и репетиционный процесс, и показ спектаклей. Но все эти функции нам пришлось взять на себя, и, думаю, мы не пропадем.

Из оперных спектаклей мы сможем показывать только те, что поставлены для Малой сцены. Готовится постановка оперы недавно ушедшего из жизни яркого, талантливого Салавата Низаметдинова «Я так тебя люблю», премьера состоится 20 декабря. Композитор, сочиняя это произведение, рассчитывал именно на Малый зал, камерный оркестр.

Отсутствие площадок для проката оперных спектаклей значительно утяжеляет нашу работу. В связи с этим приняли решение искать новые формы и жанры, чтобы занять солистов, хор и оркестр. В нашем арсенале — гала-концерты, ораториальные произведения, реквиемы… Но, к сожалению, это будут разовые исполнения. Сил затрачивается много, а для тиражирования подобных концертов возможностей нет, сценических точек мало. В Малом же зале (а затем и на других площадках города и республики) планируем провести цикл театрализованных вечеров старинного русского романса в двух отделениях с участием ведущих солистов и симфонического оркестра.

Контракт с прежним главным дирижером Артемом Макаровым не продлен. На эту должность назначен заслуженный артист России Андрей Анатольевич Аниханов, известный уфимским меломанам по недавней успешной постановке оперы Джакомо Пуччини «Тоска».


С балетом — проще, балетные спектакли под фонограмму широко распространены в мировой практике. Нам придется преодолевать психологическое сопротивление зрителей, потому что они привыкли к живому оркестровому сопровождению. Надеюсь, нам удастся доказать, что фонограмма не умаляет художественных достоинств балетных представлений. Гедиминас Таранда, бывший солист Большого театра, балетмейстер, руководитель знаменитой труппы «Имперский русский балет», предложил нам сотрудничество и организует гастроли наших артистов с балетом «Спартак» по городам России. Это произойдет в октябре, ноябре и, возможно, еще в феврале, после того как башкирская труппа вернется из турне по Соединенным штатам Америки, где покажет сорок спектаклей. В настоящее время наш балетмейстер Ринат Абушахманов готовит для Малого зала ревю современной хореографии, премьера состоится в ближайшее время. Это будет своеобразный спектакль, который мы хотим показать в разных городах республики, а после окончания реконструкции перенесем на Большую сцену.

Коллектив настроен по-боевому, в будущем году мы намереваемся завоевать гранты Президента Республики Башкортостан. И тогда к открытию театра после реконструкции сможем подготовить оперу. Скорее всего, выберем яркое, красивое сочинение Пуччини — оперу «Турандот». В содружестве с Юрием Григоровичем поставим балет. Это будет «Легенда о любви» или «Иван Грозный». И еще один спектакль планируем сделать на собственные средства. Мы ведем переговоры с Борисом Эйфманом о постановке у нас его «Красной Жизели».

Вообще работы непочатый край. Ведь многие спектакли нуждаются в обновлении. Например, оперы «Евгений Онегин», «Трубадур» и другие. Одним словом, нам будет что показывать публике в новых стенах.

Одна из важных задач — привлечь зрителя, помочь ему адаптироваться к новым условиям, к разным сценическим площадкам. Я понимаю, что театр оперы и балета — это не только сама постановка. Много значит атмосфера, которая окутывает зрителя в исторических стенах, блеск и сияние люстр, зеркал, бархат кресел и лож… Наши поклонники дождутся еще более роскошной обстановки после реконструкции. А сейчас они в какой-то степени должны стать патриотами театра, поддержать его в трудное время, и мы очень надеемся на это.

Всему коллективу театра я пожелал бы терпения. Естественно, в таких условиях работать непривычно и не очень хочется, но мы должны достойно прожить этот год, сохранить творческое настроение предыдущего сезона и подтвердить свою профессиональную состоятельность.

Беседовала Нина ЖИЛЕНКО.

Интервью газете «Музыкальное обозрение», Москва.

Партнеры