Оперное пастиччо для уфимских гурманов

19 сентября 2011 года
Гузель Яруллина, музыковед, редактор сайта.

Башкирский театр оперы и балета открыл свой 74-й сезон, пригласив уфимских меломанов на концертную программу «Опера-гала».

Как известно, история оперы насчитывает свыше четырёх столетий. Возникнув как элитарное развлечение флорентийских аристократов, новый жанр быстро завоевал популярность и приобрёл статус коммерчески выгодного проекта. Формула успеха в каждом случае складывалась по-своему, чаще всего включая захватывающую сюжетную интригу, красивые запоминающиеся мелодии и роскошные певческие голоса. На последние делались ставки и тогда, когда избирались авторские сочинения, и когда вниманию искушённой публики расчётливые импресарио (в числе которых были, кстати, великие музыканты Гендель и Вивальди) предлагали изысканные оперные «лакомства». Назывались они «пастиччо» (в переводе с итальянского pasticcio — паштет или смесь) и являли собой композицию, составленную из отрывков оперных сочинений разных композиторов. В выигрыше оказывались все: публика получала собрание шлягеров в исполнении своих любимцев, солисты — эффектный и испытанный репертуар, а импресарио — гарантированные сборы.

Практика пастиччо вспомнилась в связи с уфимским концертом не случайно. Действительно, в этот вечер словно сошлись все звёзды. И в прямом смысле — лучшие силы Башкирского оперного театра встретились на одной сцене. И в переносном — слагаемые концерта «Опера-гала» выстроились в почти арифметическое выражение «любимые исполнители + любимые мелодии = аншлаг».

Но дело не только в этом. Сама программа «Опера-гала» обнаружила очевидные взаимосвязи с закономерностями оперных представлений, что обеспечило её драматургическую выстроенность и внутреннюю динамику.

Каждое из отделений имело свою преамбулу. Первое открылось оркестровой увертюрой из оперы Ж.Бизе «Кармен» (дирижёр Артём Макаров). Величественным порталом ко второму прозвучал хор из вердиевского «Набукко» (хормейстер Эльвира Гайфуллина, дирижёр Артём Макаров).

Далее щедрым фейерверком рассыпался каскад арий, во время которого зритель совершил путешествие по страницам сочинений итальянских, французских, австрийских, русских композиторов (дирижёры — Артём Макаров, Марат Ахмет-Зарипов, Фарит Идрисов, Герман Ким). При этом в первой половине вечера сцена всецело была отдана молодым солистам театра: сопрано Лилии Халиковой и Галине Чеплаковой, меццо Любови Буториной и Катерине Гильмудиновой, тенорам Алиму Каюмову и Владимиру Орфееву, баритонам Закиру Валиеву и Яну Лейше, басу Артуру Каипкулову. Второй «акт» «Опера-гала» объединил мастеров уфимской оперной сцены — Ямиля Абдульманова, Ларису Ахметову, Альбину Габидуллину, Хамида Ижболдина, Татьяну Никанорову, Раиля Кучукова, Руслана Хабибуллина, Дмитрия Шилова. А блистательным кадансом в этом «параде мастерства» стало выступление нашей международной оперной примы Эльвиры Фатыховой, грациозно, легко и виртуозно продемонстрировавшей лучшие традиции бельканто в «именной» арии из оперы Беллини «Пуритане».

Подобно оперным финалам были выстроены и заключительные номера обоих отделений, представляя певцов в ансамбле (секстет из оперы Г. Доницетти «Лючия де Ламмермур» в исполнении К.Гильмутдиновой, В.Орфеева, А.Каипкулова, Я.Лейше, А.Каюмова, Г. Чеплаковой) и создавая необходимое эмоциональное крещендо в завершении вечера («Застольная» из оперы Дж. Верди «Травиата» с участием солистов, хора и оркестра театра).

Остаётся добавить, что автором идеи «Опера-гала» выступил главный дирижёр БГТОиБ Артём Макаров. Режиссёр концерта — Рустэм Галеев, ведущая — Валентина Айшпор.

Партнеры