31 октября 2011 года

БХК им. Р. Нуреева: возраст маленький - заслуги большие

Валенитна Айшпор. Фото Тимура Шарипкулова.

Что такое 25 лет для школы? Много или мало? Ответ напрямую зависит от варианта подхода. Конечно, по сравнению с Академией русского балета в Петербурге или Московской хореографической академией уфимский колледж — истинный младенец. Но давайте вспомним, сколько профессиональных танцовщиков подготовили здесь! Как тонко подметила главный редактор журнала «Балет» Валерия Уральская, возраст маленький, заслуги — большие. Практически вся труппа уфимского театра оперы и балета — выпускники БХК, многочисленные танцевальные коллективы Башкирии ежегодно пополняются силами колледжа. Получив образование, сделав первые шаги в профессии, сколько талантливых артистов разлетелось по всему свету, прославляя alma mater! Сейчас они танцуют в труппах Екатеринбургского, Красноярского театров оперы и балета, на сцене Большого, Михайловского, Мариинского театров, а также в коллективах Германии, Великобритании, США, Египта…

Безусловно, школа не может возникнуть из ничего. Воспитывают и обучают будущих прим и премьеров опытные танцовщики и выпускники прославленных училищ — Ленинградского, Московского, Пермского, Воронежского.

Уфимская школа отметила юбилей в Башкирском государственном театре оперы и балета. Билеты на вечер в продажу не поступили. Количество желающих посетить торжество было столь велико, что организационный комитет взял на себя ответственность — распределил места самостоятельно и разослал приглашения. Поэтому в театральном фойе и в зале можно было наблюдать трогательную картину: почти 700 человек радостно приветствовали, обнимались и поздравляли друг друга — все в той или иной степени знакомы.

В этот вечер было много чего удивительного. На сцене выступали уже опытные танцовщики, победители престижных конкурсов, исполнители ведущих партий и еще совсем юные — учащиеся, у которых все роли и победы впереди. Самое главное, что и те, и другие — выпускники одной школы — Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева. Прологом стал номер «Суворовцы» на музыку С. Чернецкого в исполнении учащихся младших классов колледжа. Белые бантики и фартучки будущих балерин и кадетская выправка мальчишек вызвали искреннее умиление зала.

Зрители стали свидетелями торжественной церемонии награждения. Заместитель Премьер-министра РБ Зугура Ягануровна Рахматуллина вручила Стипендию Президента РБ лучшему ученику Марату Нафикову, Почетные грамоты Президента РБ и Министерства культуры РБ получили преподаватели БХК. Валерия Иосифовна Уральская сообщила, что художественному руководителю колледжа Леоноре Куватовой присуждена премия «Душа танца». А сам колледж удостоился награды «Мечта», которую учредило приложение для детей журнала «Балет» — «Студия «Антре».

В первом отделении выступили учащиеся колледжа. Сценарий не предполагал традиционного объявления номеров. Зрителям предложили взглянуть на мир танца глазами девочки-ученицы. Она мечтает перетанцевать всех принцесс во всех балетах, но пока она старательно оттачивает движения у станка и рассказывает нам о номерах, которые танцуют ее старшие товарищи. Торжественно прозвучала «Увертюра» Дж. Россини в исполнении старшекурсников. Этот номер был показан на минувшем XVII Международном фестивале балетного искусства им. Р. Нуреева, а солистку Софью Гаврюшину тогда приняли в труппу уфимского театра. Приятно отметить, что девушка набирает хорошую форму, работа в театре явно идет ей на пользу, возможно, скоро мы увидим ее в одной из главных ролей. Еще Софья исполнила номер современной хореографии, показав, что готова и, главное, может танцевать в разных стилях.

На сцену вышли уже именитые выпускники колледжа, ныне солисты театра. Римма Закирова и Андрей Брынцев исполнили «Лирический дуэт» на музыку Алекса Норта в хореографии еще одного выпускника колледжа — Рината Абушахманова. Ирина Сапожникова, которая в прошлом театральном сезоне собрала четыре серебряных награды на престижных международных конкурсах, станцевала в дуэте с Русланом Абулхановым па-де-де из «Пламени Парижа» Б.Асафьева.

Знаменитый башкирский танец Файзи Гаскарова «Семь девушек» тонко и прочувствованно исполнили ученицы народного отделения БХК. Задорно по сцене промчались мальчишки с номером «Пиджаки», показав молодецкую удаль и виртуозное владение техникой танца. Финальным акцентом первого действия стало «Яблочко» в постановке преподавателя Марата Каримова. Казалось, зрительный зал вместе с ребятами пустится в пляс, так заразителен был их кураж!

Второе отделение — чествование школы. Со сцены зачитывались поздравительные адреса и телеграммы. Теплые слова говорили представители СТД России, Санкт-Петербургской академии русского балета имени А. Я. Вагановой, Казанского, Пермского, Новосибиского колледжей, детской школы танца при ансамбле имени И. А. Моисеева и многие другие. Кульминацией стало награждение педагога колледжа Людмилы Васильевны Шапкиной. Премию СТД России имени Екатерины Максимовой вручил московский критик и давний друг театра Александр Максов. Кроме того, Максов стал добрым вестником: сообщил, что солист Большого театра Андрей Меркурьев (тоже выпускник БХК им. Р. Нуреева) решил учредить именную стипендию для лучших студентов колледжа.

Танцевальные подарки юбилярам преподнесли уфимские коллективы: фольклорный ансамбль «Мирас» и Государственный академический ансамбль имени Файзи Гаскарова. Выступили ученики пермского и новосибирского колледжей. Пермяки Ксения Захарова и Степан Косыгин исполнили па-де-де из балета «Коппелия», вариацию Колена из балета «Тщетная предосторожность» темпераментно представил Сергей Гаген. Новосибирцы Мария Николаева и Михаил Недельский показали па-де-де из балета «Привал кавалерии».

В образе Спартака из одноименного балета А. Хачатуряна предстал Рустам Исхаков, он только в этом году окончил уфимский колледж и сразу был зачислен солистом в труппу театра.

Завершил концерт вальс и адажио из балета «Щелкунчик» П. Чайковского в исполнении примы театра Гузели Сулеймановой и солиста Дмитрия Марасанова.

Не беда, если что-то и не получилось в этот вечер у молодых танцовщиков. Хочу привести слова Александра Максова, который заметил после концерта: «Ничего страшного, эти ошибки как раз доказывают всю трудность этого восхитительного, чарующего искусства — балета».

Партнеры