Готовится премьера: Балет- комедия для взрослых

9 июня 2014 года

Башкирский государственный театр оперы и балета закроет сезон премьерой балета «Двенадцатая ночь» по комедии Уильяма Шекспира. В нынешнем году весь мир отмечает 450-летие со дня рождения драматурга, и труппа посвящает работу сей знаменательной дате. Премьера состоится 23 и 24 июня. Хореография и постановка — заслуженного артиста Башкортостана Рината Абушахманова, известного уфимским балетоманам по прежним работам — балетам «Том Сойер», «Марионетка», «Семь красавиц», многочисленным концертным номерам классической и современной хореографии.

— Ринат, чем привлекателен для вас Шекспир? У вас есть какая-то история рождения интереса к творчеству великого драматурга всех времён? И как это связано с вашими хореографическими размышлениями?
— Когда мой брат заканчивал как актер театральный факультет академии искусств, я посмотрел дипломный спектакль их курса «Двенадцатая ночь». Они очень интересно сделали его, по-современному взглянув на происходящее, добавили много юмора, задора, куража. Я ещё учился в хореографическом колледже и, естественно, не помышлял о сочинении танцев, Но, помню, уже тогда мне подумалось: а ведь можно и балет сделать! Именно по «Двенадцатой ночи», и именно комедию. Чтобы был не просто весёлый спектакль, с комедийными элементами, а с начала до конца — комедия, опять-таки с современным юмором, на грани абсурда, может быть.

— Да, именно это, скорее всего, может привлечь современного зрителя…
— Судя по телевизионным шоу, представлениям такой стиль востребован. Привлекает что-то экстравагантное, даже эпатажное. На Западе существует мнение, что россияне — народ угрюмый, редко улыбающийся. Может, потому что нам не хватает комедий? В жизни-то их полно, хотя с печальным оттенком. Скорее, это сатира. А хочется весёлой, жизнерадостной комедии. Вот такое и хочется сотворить. В репертуаре нашего театра нет ничего подобного. Единственный весёлый спектакль — «Тщетная предосторожность». Но ведь этого мало!

— А ваш балет «Том Сойер»?
— Это все же детский спектакль, прокатывается в дневное время. А нужен вечерний, для взрослой публики.

— Помню, именно после премьеры балета «Том Сойер» заходила речь о балете «Двенадцатая ночь».
— Да, автор музыки Павел Иванович Овсянников дирижировал спектаклем, ему понравилось, и он поделился замыслом — написать музыку на сюжет шекспировской комедии. Потом он присылал мне наброски, я ему отправил свой сценарий. Но, к сожалению, продолжения не последовало, не суждено было этому осуществиться.

— А сейчас на чью музыку вы будете ставить?
— Музыка компилированная. Будут использованы сочинения Адана, Делиба, Бизе, Мендельсона. Сейчас работаю с этим материалом. Музыка образная, интересная, танцевальная…

— Как отнесся к этому дирижёр, музыкальный руководитель постановки Герман Ким?
— Ему пришлась по душе идея. Основу составит музыка Адана, примерно на 75 процентов. Так что не предвидится эдакого музыкального винегрета. Будет использована именно балетная музыка, предполагающая и танцы, и пантомиму.

— Итак, музыка есть. Каков следующий этап создания спектакля?
— Необходим сценарий, он у меня уже готов. Определены сюжетные линии, интриги, кульминации — в русле драматического первоисточника, не переписывая Шекспира. Все благодатно для балетного спектакля, действенные ситуации, яркие типажи, характеры. Так сказать, не убавить, не прибавить. Балет будет незатянутым, динамичным, в двух действиях, в ритме современной жизни.

— В основе хореографии классический танец?
— Это само собой разумеющееся. Но в пространстве классики постараюсь найти для этого спектакля какой-то оригинальный стиль, где будет присутствовать вся палитра танца — от классического до гротеска. Согласно музыке скомпонованы номера, и я сейчас усиленно работаю над хореографией. Она практически сложилась в голове, многое перенесено в зарисовки и схемы на бумаге.

— В чем всё же особенности вашей хореографической лексики?
— Честно говоря, мне трудно сформулировать, но попробую. В основе, образно выражаясь, три кита: классический танец, гротеск и некий острый характерный танец с элементами нелепости или абсурда. Но классический танец не тот, что мы видим, например, в балете «Жизель». Современным его я тоже не назвал бы, потому что это не модерн. Скорее всего, это некий сплав неоклассики, гротеска и… просто юмора.

— Сценография передаст стиль эпохи или перенесётесь в современность?
— Только что мы разговаривали с художником Равилем Ахметзяновым. Мысли наши совпадают: хочется сохранить дух шекспировской эпохи. Естественно в балете это невозможно детально отразить, хотя бы в тех же костюмах. Пусть будет изящная стилизация. В декорациях (в связи со сжатыми сроками подготовки) тоже не будет размаха, масштабности, конструктивных сооружений, ухода в детали. Может быть, получится нечто вневременное, но с намёком всё-таки на ту эпоху. Комедийный стиль спектакля диктует яркость, красочность декораций и костюмов. Пусть зрители ощутят праздник и в танце, и в оформлении.

— Исполнители уже проплывают перед глазами?
— Работа найдется всем! В спектакле много персонажей — выразительных, разноплановых. Не будет таких понятий, как «ведущая пара», просто солисты и просто кордебалет. Главная героиня — Виола. И по значимости образа, и по танцу. Остальные персонажи можно выстроить в один ряд. Но все требуют и танцевально-пластического мастерства, и актерского, всем будет где развернуться, показать себя. Главное, чтобы артисты не боялись показаться смешными.

— Виола, видимо, придаст хореографии лирическую струю? Будут же па-де-де, адажио, как в классических балетах?
— Всё будет ломаться. Я расписал структуру именно как в классическом балете. Формы, сцены, действенные танцы, адажио… Но внутри эти формы хочу сломать. Скажем, привычный дуэт героя и героини будет изменен. Есть момент, когда Виола переодевается в мужское платье, превращается в юношу Цезарио, и получается двоякий дуэт. Непонятно, кто с кем танцует — парень с девушкой или два парня… Тут и ситуационный юмор присутствует. Одним словом, хочется отойти от привычных, традиционных форм грандиозных па-де-де. Для одного из героев, например, я планирую антре — начинается как классическая вариация, в середине — переход в пластический гротесковый юмор, а затем возврат в традиционную вариацию. То есть не будет чисто танцевальных форм, не будет чистых вариаций и так далее. Все-таки на дворе век двадцать первый. Основу построения берем классическую, но внутри её можно побаловаться.

— Когда начнётся работа непосредственно с труппой?
— В первых числах мая непременно начнём, и тогда успеем всё сделать.

— Такие интересные задумки — пусть всё получится!
— Спасибо! Постараемся.

Беседовала Нина ЖИЛЕНКО.
Газета «Вечерняя Уфа» от 17 мая 2014 года


Партнеры