Цвет ночи сэра Уильяма

27 июня 2014 года

Считаете, что у ночи нет цвета? Труппа Башкирского государственного театра оперы и балета доказала, что ночь может быть алой, бирюзовой, изумрудной, лимонной, охристой, гиацинтовой и нарядно-пурпурной, живой, страстной, динамичной и загадочной, особенно если это — «Двенадцатая ночь» сэра Уильяма Шекспира. 412 лет со дня первой премьеры и 450 лет со дня рождения выдающегося драматурга, в золотой коллекции которого — более 35 пьес. Казалось бы, что нового можно привнести в постановку, живущую и здравствующую пятую сотню (!) лет на подмостках Старого и Нового света? Но нет, в век информации зал ДК Химиков по-прежнему полон под завязку, а финальные овации и громогласное «Браво!» не смолкают почти четверть часа, до боли в ладонях. 24 июня. Второй премьерный показ.

Старому фанату театра трудно воспринимать бессловесное представление. Воспитанный на текстах, до последнего веришь, что, кроме креативных титров-писем и коротких ремарок, проецируемых из-под пера глашатая прямо на ткань кулис, появится что-то еще. Задерживаешь дыхание с первой секунды, как только в зале выключается свет, и в свободное пространство, которого на премьере совсем немного, выплескивается звонкий ручеек мелодии. С балкона сцена видна как на ладони. Игнорируешь продолжающих подтягиваться на свои места опоздавших. Минутная интродукция, а затем — всё стремительно и «по правилам жанра»: неистовство бури, кораблекрушение, близнецы Себастьян и Виола, разминувшиеся в чужой стране, своенравный Орсино, решивший пострелять из лука под сенью минималистических деревьев-декораций, судьбоносное попадание в неизвестного юношу, на поверку — красавицу в мужском платье (но разве герцог догадывается об этом?), и вот уже новый товарищ герцога везет Оливии письмо с признанием в пылких чувствах, но какое Оливии дело до самых страстных посланий, если на пороге — прекрасный, робкий Цезарио? Любовные перепитии разбавляются главной «перчинкой» действия, неустанными и лихими персонажами, творящими по-шекспировски гениальные глупости, — камеристкой графини Марией, шутом, трусливым и глуповатым сэром Эндрю, и, разумеется, дворецким Оливии Мальволио, ужимкам, прыжкам, вспышкам гнева, молодецким усам и двуцветным чулкам которого радостно аплодировали зрители от мала до велика (детей в зале, к слову, было немало, вот такой каламбур). Борьба за сердце Оливии, комичные дуэли и погони, пестрая массовка, Виола, вжившаяся в роль Цезарио, но не способная поднять на руки кокетливую фрейлину во время очередного танца, тайные встречи под луной и Себастьян, упорно ищущий сестру на бескрайних просторах Иллирии, неожиданное появление которого на одной сцене с Цезарио-Виолой, наконец, распутывает внушительный клубок случайностей, догадок и недомолвок.

Долгожданный хэппи-энд: воссоединение счастливых влюбленных Себастьяна и Оливии, Орсино и Виолы, трогательно женственной с выпущенными из-под вечного берета темными локонами и в золотом газе платья. Даже Мальволио, выпутавшемуся из смирительной рубашки, нашлось место рядом с Марией на этом празднике жизни.

Возможно, вы обнаружите в хрестоматиях и веб-паутине суждения некоторых исследователей творчества Шекспира о том, что «Двенадцатая ночь» изначально писалась для узкого круга зрителей и стоит особняком среди других его пьес: персонажи одномерны, любовь пуста, а юмор балансирует на грани сарказма. Но времена меняются, меняется и драматический подтекст. Для современной молодежи «Двенадцатая ночь» Башкирского театра оперы и балета — динамичная, добрая, поучительная история с функциональными декорациями, профессиональной постановкой танцев признанным мастером своего дела балетмейстером Ринатом Абушахмановым, именитыми танцовщиками — заслуженными артистами Башкортостана, дипломантами и лауреатами всероссийских и международных конкурсов, государственных премий.

Есть в башкирской «Двенадцатой ночи» что-то артхаусное: мелкие детали оформления, свет, тонкая гротескность характеров. Хоть прорывайся к бортику сцены с фотоаппаратом и лови каждое движение. Прыжок, еще и еще. Танцовщики бесшумно касаются земли, словно гравитация над ними не властна. Как им это удается? Если вы впервые на балете, как и ваш покорный слуга, задумайтесь, насколько тяжело «нарисовать» личность персонажа с помощью языка тела. Поразмышляйте над смыслом каждого движения, тем, как меняется музыка и какое физическое и моральное напряжение должен испытывать танцор, в то время как зрителям кажется, что он непринужденно парит в метре над полом. Эмоции не отпускают до сих пор.

Цвет имеет значение. А в июне две тысячи четырнадцатого цвет двенадцатой ночи, кажется, стал счастливым открытием для уфимских поклонников балета.

Александра КРАЙНЕВА,
Школа молодго журналиста РБ

Оригинал статьи — здесь.

Фоторепортаж Олега Менькова со второго дня премьеры комедии-балета «Двенадцатая ночь» — здесь.


Партнеры