«Тоска» Дж. Пуччини: опера, которую сочли слишком натуральной
В Башкирском театре оперы и балета — вторая в нынешнем сезоне премьера. Главная интрига заключается в том, что его постановочная группа, а также исполнители главных партий представляли театры оперы и балета разных городов России и ближнего зарубежья:
После изящной постановки комической оперы Моцарта «Так поступают все женщины», решенной режиссером Георгием Исаакяном с характерным для современного театра переносом действия в наши дни, появился спектакль прямо противоположный — «Тоска» Дж. Пуччини, ставшая наряду с «Богемой» и
Выдержанные в
Сильной стороной режиссуры стала детализированная проработанность мизансцен, тонкое и глубокое соответствие сценического поведения солистов собственно музыкальному ряду. Это особенно важно, учитывая в целом камерный характер оперы, сюжет которой разворачивается вокруг трех главных действующих лиц.
Бурному успеху спектакля способствовал высокий исполнительский, артистический уровень всех участников, органичность ансамбля солистов, причем, не только исполнителей главных партий — известных певцов, завоевавших широкое признание у слушателей, но также и солистов нашего театра, исполнителей ролей «второго плана».
Екатерина Головлева (Минск) создает яркий, многогранный, полный противоречий образ Тоски, темпераментной, временами даже чрезмерно, но глубоко любящей, способной во имя любви как на самопожертвование, так и на преступление. Прекрасное владение вокалом позволяет певице передать сложнейшие оттенки эмоционального состояния героини. Правда, иногда, на мой взгляд, хотелось бы более проникновенного пиано — «тишины».
В характере Марио Каварадосси Владимир Чеберяк (Новосибирск) выразительно прочерчивает линию образа: немного легкомысленного, далекого от политики художника, снисходительно относящегося к некоторым слабостям своей возлюбленной, мужественного и стойкого человека, не способного на предательство, бурно протестующего против насилия. В знаменитой арии в тюрьме — кульминации всей оперы — артист достигает высшего накала эмоциональности, передавая боль, страдание, чувство любви, желание жить. Трагический характер арии усиливает видеопроекция: панорама Рима с постепенно приближающейся к тюрьме
Ярко, убедительно воплощен в опере конфликт между главными героями и Бароном Скарпиа. Образ жестокого злодея, не гнушающегося самыми низменными средствами для удовлетворения своих как политических, так и сексуальных амбиций, убедительно, со скульптурной рельефностью создает Станислав Трифонов (Минск).
Однако едва ли не главным залогом успеха премьеры стало замечательное звучание оркестра. Оркестр под управлением Андрея Аниханова (
В первый премьерный вечер «Тоске» была задана чрезвычайно высокая художественная планка. Очень хотелось бы, чтобы этот уровень сохранялся на протяжении всей последующей сценической жизни этого произведения.
Кстати
— Оперным композитором Пуччини решил стать, когда впервые услышал «Аиду» Джузеппе Верди.
— На премьере «Тоски» в Ла Скала дижировал великий Артуро Тосканини.
— Первые слушатели упрекали композитора в неоригинальности мелодий, повторяющих предыдущие находки Пуччини, в натурализме, особой критике подверглась сцена пыток.
— Умер Пуччини в 1924 году
— На ее премьере Артуро Тосканини остановил оркестр на том месте, где кончалась часть, написанная Пуччини, обернулся к публике и сказал, «Здесь смерть прервала работу над оперой, которую маэстро не успел завершить».
— После смерти композитора критики писали, что итальянская опера потеряла лидерство.