«Тоска» Дж. Пуччини: опера, которую сочли слишком натуральной

19 декабря 2012 года
Евгения СКУРКО, специально для газеты "Республика Башкортостан" (печатается в редакции автора). Фотографии Антона ГУТНИКА.

В Башкирском театре оперы и балета — вторая в нынешнем сезоне премьера. Главная интрига заключается в том, что его постановочная группа, а также исполнители главных партий представляли театры оперы и балета разных городов России и ближнего зарубежья: Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска, Минска. Из уфимцев в постановке спектакля приняла участие хормейстер Эльвира Гайфуллина.

После изящной постановки комической оперы Моцарта «Так поступают все женщины», решенной режиссером Георгием Исаакяном с характерным для современного театра переносом действия в наши дни, появился спектакль прямо противоположный — «Тоска» Дж. Пуччини, ставшая наряду с «Богемой» и «Чио-Чио-сан» одним из мировых «шлягеров». В версии режиссера-постановщика Михаила Панджавидзе (Москва-Минск) спектакль возвращает зрителя к классической оперной традиции. Однако традиции не рутинной, а живой, глубоко передающей атмосферу католической Италии начала ХIХ века.

Выдержанные в темно-серых тонах, мрачные интерьеры барочного храма, дворца Фарнези, римской тюрьмы Сант-Анджело (художник-постановщик Александр Костюченко, Минск, художник по свету Сергей Шевченко, Москва) становятся олицетворением власти, уничтожающей инакомыслящих. Деликатно введенные современные сценографические приемы — видеопроекция, компьютерная графика (художник Павел Суворов, Москва) — обостряют психологическое напряжение и усиливают выразительность музыки. Костюмы персонажей (художник по костюмам Юлия Ващенко, Минск) органично вписываются в общий рисунок постановки.

Сильной стороной режиссуры стала детализированная проработанность мизансцен, тонкое и глубокое соответствие сценического поведения солистов собственно музыкальному ряду. Это особенно важно, учитывая в целом камерный характер оперы, сюжет которой разворачивается вокруг трех главных действующих лиц.

Бурному успеху спектакля способствовал высокий исполнительский, артистический уровень всех участников, органичность ансамбля солистов, причем, не только исполнителей главных партий — известных певцов, завоевавших широкое признание у слушателей, но также и солистов нашего театра, исполнителей ролей «второго плана».

Екатерина Головлева (Минск) создает яркий, многогранный, полный противоречий образ Тоски, темпераментной, временами даже чрезмерно, но глубоко любящей, способной во имя любви как на самопожертвование, так и на преступление. Прекрасное владение вокалом позволяет певице передать сложнейшие оттенки эмоционального состояния героини. Правда, иногда, на мой взгляд, хотелось бы более проникновенного пиано — «тишины».

В характере Марио Каварадосси Владимир Чеберяк (Новосибирск) выразительно прочерчивает линию образа: немного легкомысленного, далекого от политики художника, снисходительно относящегося к некоторым слабостям своей возлюбленной, мужественного и стойкого человека, не способного на предательство, бурно протестующего против насилия. В знаменитой арии в тюрьме — кульминации всей оперы — артист достигает высшего накала эмоциональности, передавая боль, страдание, чувство любви, желание жить. Трагический характер арии усиливает видеопроекция: панорама Рима с постепенно приближающейся к тюрьме Сант-Анджело камерой воспринимается как прощальный взгляд героя на родной город.

Ярко, убедительно воплощен в опере конфликт между главными героями и Бароном Скарпиа. Образ жестокого злодея, не гнушающегося самыми низменными средствами для удовлетворения своих как политических, так и сексуальных амбиций, убедительно, со скульптурной рельефностью создает Станислав Трифонов (Минск).

Однако едва ли не главным залогом успеха премьеры стало замечательное звучание оркестра. Оркестр под управлением Андрея Аниханова (Санкт-Петербург) с удивительной деликатностью дополняет и углубляет пение солистов, подчас «досказывает» за ними не раскрывшийся полностью смысл вокальных партий. Тембровая и динамическая сблансированность, выразительность «дышащих», типично пуччиниевских фраз обусловливают особую художественную целостность спектакля…

В первый премьерный вечер «Тоске» была задана чрезвычайно высокая художественная планка. Очень хотелось бы, чтобы этот уровень сохранялся на протяжении всей последующей сценической жизни этого произведения.

Кстати
— Оперным композитором Пуччини решил стать, когда впервые услышал «Аиду» Джузеппе Верди.
— На премьере «Тоски» в Ла Скала дижировал великий Артуро Тосканини.
— Первые слушатели упрекали композитора в неоригинальности мелодий, повторяющих предыдущие находки Пуччини, в натурализме, особой критике подверглась сцена пыток.
— Умер Пуччини в 1924 году из-за последствий операции горла, в брюссельской клинике. Последний акт его последней оперы «Турандот» остался незавершенным.
— На ее премьере Артуро Тосканини остановил оркестр на том месте, где кончалась часть, написанная Пуччини, обернулся к публике и сказал, «Здесь смерть прервала работу над оперой, которую маэстро не успел завершить».
— После смерти композитора критики писали, что итальянская опера потеряла лидерство.

Партнеры