«Травиата» Дж. Верди в честь Нажии Аллаяровой

3 декабря 2011 года
Нина Жиленко, редактор газеты БГТОиБ "Аксаковский дом".

10 декабря 2011 года оперу «Травиата» Дж. Верди театр посвящает 75-летию одной из самых блистательных Виолетт уфимской сцены — заслуженной артистки РФ, народной артистки РБ Нажии Аллаяровой.

Путь в большую Оперу начался еще в детские годы. Кажется, она пела всегда. Участвовала в художественной самодеятельности родного села Ново-Байрамгулово и всего Учалинского района, на праздниках исполняла башкирские народные песни. Когда училась в шестом классе, ее даже записали на радио. А в 1955 году десятиклассницей ездила в Москву на знаменитую Декаду башкирской литературы и искусства в составе сводного хора.

В 1957 году Нажия Аллаярова поступила на вокальное отделение Уфимского училища искусств. Судьба подарила ей встречу с Миляушой Галиевной Муртазиной. Восхищение и бесконечную благодарность к своему первому педагогу Нажия Хибатовна сохранила на всю жизнь, и дочку назвала Миляушой в ее честь. Она вышла замуж в то время, когда после окончания училища работала в Башкирской филармонии. Ее избранником стал земляк, композитор Абрар Габдрахманов. Свои первые песни и концерт для голоса с оркестром он посвятил Нажие.

Филармонические годы стали хорошей школой. С концертной бригадой Нажия гастролировала в Казани, Узбекистане. Познала радость успеха, пришла уверенность в своих силах. Но вместе с тем — и желание совершенствоваться. Поэтому она стала студенткой Московского музыкально-педагогического института имени Гнесиных.

Наконец, позади годы учебы. Нажия Аллаярова прошла конкурсное прослушивание и стала солисткой Башкирской Оперы. Дебютировала в опере Загира Исмагилова «Волны Агидели». Ее исполнение партии Гульзифы восторженно приняли и публика, и критики. Доброжелательные отзывы появились в местной прессе и даже в московском журнале «Музыкальная жизнь». Чистое, нежное сопрано певицы сравнивали с горным ручейком и серебряным колокольчиком.

Четверть века Нажия Аллаярова пела то, что ей нравилось, вдохновенно, с удовольствием и мастерством. У нее был большой и разнообразный репертуар: Марфа в «Царской невесте» и Лебедь-птица в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова, Джильда и Виолетта в «Риголетто», «Травиате» Верди, Розина в «Севильском цирюльнике» Россини, Церлина в «Фра-Дьяволо» Обера, Лакме в одноименной опере Делиба, Мюзета в «Блгеме» Пуччини…… Привлекательны образы, созданные певицей в операх башкирских композиторов: нежные, верные Амина и Харыласас в «Салавате Юлаеве» и «Послах Урала» Исмагилова, Бибинур в «Современниках» Ахметова и другие.

В те годы много ездили по республике, стране. Нажие посчастливилось гастролировать в зарубежных странах — Польше, Венгрии, Германии. И в поездках, и дома в свои концертные программы она всегда включала башкирские народные песни, романсы и обязательно свой коронный номер — «Соловья» Алябьева. Все это пела с большим мастерством, проникновенно, тепло, артистично.

Одним словом, есть что вспомнить в юбилейный год. Летом Нажие Хибатовне исполнилось 75 лет. Правду говорят люди: счастливая женщина не замечает своего возраста и выглядит всегда моложе. Молодость души и силу духа поддерживают родные — муж, дочь, внучки. Дочь Миляуша Идрисова — известный музыковед, тележурналист. Очень греют душу успехи внучки Диляры. Она студентка вокального отделения Академии искусств имени Загира Исмагилова, стажер оперной труппы театра. Ее педагог — Миляуша Галиевна Муртазина. Есть уже успехи, например Гран-при республиканского конкурса имени Газиза Альмухаметова.

Родной театр дает в честь своего ветерана оперу Верди «Травиата». В спектакле заняты лучшие певцы: Альфия Каримова, Ильгам Валиев, Раиль Кучуков, Татьяна Никанорова и другие. За дирижерским пультом — Артём Макаров.

Партнеры