«Во спасение нас, поющих…». Вечер хоровой музыки

14 апреля 2014 года

Башкирский государственный театр оперы и балета приглашает всех желающих 17 апреля в Органный зал Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова на Вечер хоровой музыки.

В Уфе много поклонников хорового искусства вообще и большого мастера этого жанра Эльвиры Гайфуллиной в частности, и они ждут выступлений театрального коллектива как праздника души. Каждый раз это откровение, потрясение, катарсис. Нынешняя программа предполагает не менее сильные эмоции. Она эксклюзивна, изысканна, достойна вкуса самых требовательных гурманов от музыки.

Прозвучит одно из самых известных сочинений французского композитора Габриэля Форе — Реквием для солистов, хора и оркестра. Музыковеды отмечают, что это произведение, пожалуй, единственное сочинение «заупокойного жанра», которое не акцентирует внимание слушателя на идее смерти и сценах Страшного Суда, как это было, например, у Моцарта, Верди и Берлиоза. Мрачные пророчества этих произведений Форе не любил, и он решил создать Реквием, где основной идеей была бы не смерть, а Вера, Покой, Мир и Любовь, а образ смерти воспринимался бы, как долгожданное избавление, переход к тем самым высшим сферам, о которых грезят философы всех времён и народов.

Одному из критиков Форе писал в 1902 году: «Говорят, что в этой музыке я не выразил страха смерти, — кто-то назвал мой Реквием колыбельной песней. Но такой я воспринимаю смерть: как счастливое освобождение, путь, ведущий к запредельному счастью, и лишь в малой мере — как щемящий сердце переход от известного к неведомому».

Почти интимную и глубоко человечную музыку Реквиема Форе отличают выразительная мелодика и импрессионистическая тонкость гармонических красок. Практически сразу Реквием прочно обосновался в концертных залах, хотя Форе настоятельно подчеркивал литургический характер своего произведения.

Затем будут исполнены произведения Георгия Свиридова, ставшего классиком ещё при жизни: «Неизреченное чудо». Шесть духовных хоров (1. Господи, спаси благочестивыя; 2. Святый Боже; 3. Достойно есть; 4. Рождественская песнь; 5. Слава и Аллилуйя; 6. Неизреченное чудо) — из цикла «Песнопения и молитвы», а также «Курские песни», кантата для смешанного хора и симфонического оркестра (слова народные).

«Песнопения и молитвы» занимают особое место в творчестве Георгия Свиридова. Это сочинение стало не только фактическим завершением творческого пути композитора — он работал над ним почти до самой своей кончины 6 января 1998 года, но и логическим итогом целого направления, вызревавшего в течение последних трех десятилетий его жизни. Мастер, к сожалению, успел завершить менее десятой части задуманного творения.

Партитура цикла «Песнопения и молитвы» — это подлинный шедевр, вершина искусства хорового письма композитора. Созданное в конце тысячелетия, оно подытожило многовековой опыт русской и мировой хоровой литературы, стало своеобразным «opus summum», венцом тысячелетней русской православной песнопевческой традиции.


Содержательность музыки в сочетании со словами молитв «Песнопений» представляет собой колоссальное духовное единство. Ко всему прочему это и великое моление о нас — современниках: «Во спасение нас, поющих…», «Святый бессмертный, помилуй нас…» И духовный завет всем нам и нашим потомкам от Мастера, последнего русского музыкального художника тысячелетия, стоящего в ряду классиков. Свиридов, сочинив «Песнопения», создал как бы некое духовное хранилище, незаглушимый кладезь всего лучшего, что накопил наш народ в душе своей за века…

В 1964 году, вслед за несколькими сочинениями на стихи Блока, возникает принципиально иной цикл — кантата для хора и симфонического оркестра «Курские песни». После многих обращений к любимым и разным поэтам, от Бёрнса до Маяковского, композитор приник к народному источнику. «Часто я вспоминаю свою родину — Курский песенный край, — писал композитор в дневниковой тетради. — Россия была богата песней, Курские края — особенно. До 50-х годов (как я знаю) хранились в памяти народных певцов и певиц передаваемые изустно из поколения в поколение дивные старинные напевы. Как они прекрасны, как они оригинальны, своеобычны, какая радость — слушать их».
Обратившись к сборнику песен Курской области, в котором были опубликованы исконные образцы фольклора малой родины Свиридова — лирические протяжные, покосные, свадебные, бурлацкие, хороводные, — композитор отобрал семь различных песен для семи небольших частей кантаты, объединенных общей музыкально-поэтической идеей. Это «Зеленый дубок» (девичья лирическая), «Ты воспой, воспой, жавороночек» («тягальная» — мужская протяжная), «В городе звоны звонют» (свадебная), «Ой, горе, горе лебедоньку моему» (лирическая), «Купил Ванька себе косу» (покосная, лирическая), «Соловей мой смутный» (лирическая, бурлацкая) и «За речкою, за быстрою» (хороводная, так называемая тапочная, с особенным плясовым движением; курский вариант общеизвестной «Веселой беседушки»).

Премьера «Курских песен» состоялась практически сразу после их написания, 13 июня 1964 года в Москве, в Большом зале консерватории.

Теперь этими шедеврами предстоит насладиться уфимским меломанам. Исполнители — хор БГТОиБ, солисты оперы — Салават Аскаров, Раиль Кучуков, Эльвира Алькина, Альбина Габидуллина. Партия фортепиано — Марина Куликова. Всё — под умелым и вдохновенным руководством главного хормейстера театра Эльвиры Гайфуллиной. Она, как всегда, много размышляет, помогает артистам вжиться, осознать суть исполняемых произведений.

— Форе находит слова ласки и тепла, проникая в самое сердце тех, кто потерял близких, — делится Эльвира Хайретдиновна. — И не удивительно, ведь Форе сочинил Реквием после смерти родителей, поэтому его можно назвать камерным по звучанию и даже интимным. Очарование и изящество, тонкость гармонической фактуры, все течение музыкальной ткани освещено ровным светом, как будто в тоннеле, свет зовет в мир иной… Со Свиридовым у меня особые отношения. О «Духовных песнопениях» замечательно сказал Шостакович: «Нот мало, а музыки много». Интонационно сложное сочинение, здесь вся русская душа. «Курские песни» — здесь тоже просто бездна народности, «русскости», если так можно сказать, потрясающие контрасты между тонкими, филигранными женскими хорами и мощными, удалыми мужскими…»

Одним словом, нас ждет необычный вечер, встреча с шедеврами хорового искусства в исполнении тех, кто умеет проникнуть в самую их сердцевину и донести это до слушателей.

Подготовила Нина Жиленко


Партнеры