Девятнадцатый нуеевский: встреча через сорок лет
18 и 19 апреля в рамках XIX Международного фестиваля балетного искусства имени Рудольфа Нуреева прошли гастроли итальянской труппы «Классический балет Кози — Стефанеску».
Ни для кого не секрет, что фестивальная афиша формируется задолго до официального старта. И когда в театре появилась информация, что планируются гастроли итальянской труппы, директор которой балерина Лилиана Кози, театральный люд оживился.
Сеньора Лилиана прибыла в столицу Башкирии и сама развеяла все сомнения. Да, была она здесь, в 1973 году. Танцевала в «Лебедином озере» и «Жизели». Картина прояснилась окончательно, когда в руки ко мне попала одна уникальная фотография. Есть в Башкирском государственном театре оперы и балета удивительная женщина концертмейстер балета Гульсум Байкова. Она обожает балет, переживает за всех наших артистов, увлеченно следит за событиями в мировом танцевальном пространстве, делится интересными статьями, «подкидывает» порой любопытные книги… И вот она совершенно непостижимым образом нашла документальное подтверждение пребывания Лилианы Кози в Уфе. В антракте гастрольного спектакля Гульсум Галимзяновна подошла ко мне и, словно фея, вынула из сумки прекрасно сохранившуюся фотографию. С радостью спешу поделиться ею с читателями «Вечерки». После спектакля «Лебединое озеро» на память запечатлелись: Фаузи Саттаров, Юлай Ушанов (Зигфрид), дирижер Олег Белунцов и, о чудо, Одетта Лилиана Кози. С
Есть
— Город, конечно, изменился, — делится впечатлениями сеньора Лилиана. — Но мне трудно судить объективно. Признаться, все, что я помню о прошлом визите, так это страшный мороз — минус 35. А вот публика принимала тепло.
Охотно рассказывает о сотрудничестве с Рудольфом Нуреевым. Впервые они станцевали в Ла Скала в 1969 году в балете «Спящая красавица». Опыт оказался столь удачным, что Нуреев даже специально «выписал» Лилиану для гастролей с труппой Американского балета. Они танцевали в «Сильфиде», «Жизели», «Лебедином озере»… Балерина участвовала в «Щелкунчике» в постановке Нуреева. Кстати, наша гостья ставит под сомнение высказывания о Рудольфе, как об эгоистичном танцовщике. «Я не могу говорить плохо о Нурееве, — замечает Лилиана. — Мы много работали вместе. Он был очень внимателен ко мне, помогал, подсказывал. Думаю, достаточно одного примера. Мы записывали спектакль для итальянского телевидения. И Руди посоветовал мне надеть диадему из другого спектакля, потому что она мне больше шла. Это большая редкость в балетной среде! Да и в репетиционном зале. Он фанатично отрабатывал все движения и за мной следил, всегда подсказывал».
Лилиана Кози хорошо говорит
— В России я танцевала много, — улыбается Лилиана. — А вот труппу мы привезли впервые.
Труппа «Классический балет Кози — Стефанеску» была создана в 1977 году легендами европейского театра Маринелем Стефанеску и Лилианой Кози. Главная идея театра — сохранить традиции классического балета и при этом создавать новое, воплощать самые смелые идеи. Уфимцы два вечера подряд наслаждались оригинальными балетами, созданными Маринелем Стефанеску. 18 апреля был представлен балет «Sinfinie in balletto» на музыку Сергея Рахманинова, Иоганнеса Брамса, Александра Скрябина, Ференца Листа. 19 апреля — «Чайковский» — своеобразное приношение великому композитору.
Лилиана Кози в труппе — директор и