Премьера балета «Раймонда»
29 и 30 мая состоялась премьера балета «Раймонда». Премьерные показы посвящаются светлой памяти Юрия Николаевича Григоровича. Накануне премьеры прошла пресс-конференция.
Главный балетмейстер труппы театра Гульсина Мавлюкасова рассказала журналистам, что балет «Раймонда» с самой первой постановки Петипа в 1898 году претерпевал много «реинкарнаций».
— Когда Юрий Николаевич Григорович взялся за эту сложнейшую работу, у него получился самый лаконичный спектакль, где нет ничего лишнего. Полностью сохранен музыкальный текст, все вариации. Он сохранил хореографический текст Петипа, но в своей редакции. Допустим, впервые у Юрия Николаевича персонаж Абдерахман затанцевал. Если раньше это была ходячая партия, как у драматического актёра, то у Юрия Николаевича он впервые затанцевал, и это получилась такая партия, что порой даже кажется, что она перебивает самую главную мужскую партию Жана де Бриена. У Юрия Николаевича очень хорошо получилось вкупе с художником передать весь характер Абдерахмана. Получился такой разнообразный красивый спектакль именно в постановке Юрия Григоровича.
Гульсина Галимовна призналась, что выросла на спектаклях Григоровича. В ее репертуаре есть практически все ведущие партии в его спектаклях. Художественный руководитель балетной труппы Леонора Куватова отметила, что на спектаклях Григоровича растут все ведущие артисты. В сегодняшнем спектакле занята вся балетная труппа, сообщили организаторы.
— Это самые трудные, самые интересные спектакли, особенно «Раймонда». Пожалуй, это самый трудный спектакль, потому что у ведущей балерины, которая танцует Раймонду — 6 вариаций! Ни в одном классическом спектакле нет такого количества вариаций. Причём они, может быть, внешне не так эффектны, но очень сложны и технически, и актёрски, — говорит Леонора Сафыевна.
Новая постановка интересна также тем, что в ней художник Дмитрий Чербаджи воссоздал декорации и костюмы Симона Вирсаладзе. Но нынешний спектакль визуально получился еще более живым, интересным и современным.
— Спектакль настолько яркий, зрелищный и, конечно, отдельно надо сказать за оформление спектакля огромное спасибо Дмитрию Чербаджи, что он тщательно перевёл на нашу сцену живопись и декорации из балета Григоровича. Очень красивый спектакль получился, — сказала Леонора Куватова.
Дирижер-постановщик балета Александр Алексеев рассказал, что работа над музыкальной частью спектакля велась в сжатые сроки и была связана с большими трудностями.
– В связи с тем, что у нас в апреле и в начале мая были гастроли, очень мало времени оставалось для подготовки. Зритель должен оценить в этом спектакле синтез изобразительного искусства, танца и музыки, – пояснил Александр Алексеев. – Когда уже были развешаны декорации на сцене, стало понятно, что в том ключе, как он играется в других театрах, играть нельзя. Потому что действительно декорации более воздушные, следовательно, и в музыке должно быть больше воздуха. Это крайне сложная работа. Глазунов был величайшим, признанным симфонистом, потому часто музыку к балету «Раймонда» исполняют в концертном варианте, минуя изобразительное искусство и балет, чтобы насладиться всеми музыкальными фразами, подголосками, темами, которые заложены в балете. Это уже другая история, потому что ты уже идёшь от движения, декорации, эмоций, сегодняшнего состояния артиста, и это, конечно, весьма непросто.
В двух премьерных составах главные партии исполнили: народная артистка РБ Валерия Исаева и заслуженная артистка РБ Софья Саитова в партии Раймонды, заслуженный артист РБ Сергей Бикбулатов и Расиль Сагитов в партии Жана, народные артисты РБ Рустем Исхаков и Олег Шайбаков в партии Абдерахмана.