В Уфе состоялась премьера одноактных балетов по мотивам произведений Пушкина и Андерсена
21 июня в Башкирском театре оперы и балета состоялась премьера одноактных балетов «Молчание сирен» и «Моцарт и Сальери» российских хореографов Виты Мулюкиной (Ростов-на-Дону) и Константина Матулевского (Москва). Напомним, они стали лауреатами II степени Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов в номинации «Хореографы» в 2023 году и получили уникальную возможность осуществить постановку своего балетного спектакля в Башкирском театре. Конкурс проводился при поддержке Правительства РФ и Министерства культуры РФ. Организатор конкурса – ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ».
Работа над балетами велась в течение нескольких месяцев, в это время труппа была занята и репертуарными спектаклями, также участвовала в Международном фестивале балета «В честь Екатерины Максимовой» в г. Челябинск.
Первым на суд зрителей был представлен балет «Молчание сирен» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена «Русалочка», предполагающий иное прочтение классического сюжета. Вита Мулюкина, выпускница Башкирского хореографического колледжа имени Р.Нуреева, много лет работает в ведущих театрах, с 2015 года попробовала себя в качестве хореографа. Также она окончила бакалавриат и магистратуру Академии русского балета им. А.Я. Вагановой.
- Мы работали вместе с драматургом Игорем Олейниковым. Спектакль рожден из детской мечты – истории Русалочки. Я сразу обратилась к Игорю для того, чтобы усилить историю. Русалочка совершенно по-другому видит и чувствует людей. Она пытается пробудить в каждом индивидуальность. Наш спектакль как раз про это. Люди сейчас более механизированные, они забывают про то, кто они на самом деле. А сейчас мы хотим просто остановиться и быть счастливыми, - поделилась Вита Мулюкина.
Главная героиня появляется среди людей, примирившихся с несовершенством земной жизни, чтобы напомнить им о существовании идеального водного мира – мира любви и свободы. Русалочка старается не потерять себя на суше, сохранить собственную личность и при этом утвердить принципы водного мира в земной жизни. Ей суждено до конца пройти тот путь, который она выбрала сама …
- У Андерсена Русалочка рассматривает земной мир как более совершенный мир. Она стремится к людям, потому что они обладают бессмертной душой. Она хочет иметь бессмертную душу, Русалочки растворяются в пене и живут долго, но исчезают. Мы же предлагаем посмотреть по-иному на это. Два мира, подводный мир – как идеальный мир, мир любви и свободы, который люди утратили. А земной мир как проекция водного мира, искаженный мир. Люди забыли, что жили в мире и согласии. Поэтому Русалочка выходит на сушу, чтобы людям напомнить об этом, - рассказал Игорь Олейников.
Музыкальный материал спектакля – композиции Генриха фон Бибера, Георга Фридриха Генделя и Томазо Антонио Витали. Спектакль сопровождается заказдровым поэтическим текстом, которые помогают глубже проникнуть в сюжет.
Главные роли в балете исполнили: Русалочка – заслуженная артистка РБ Софья Саитова, Принц – народный артист РБ Рустам Исхаков, Демон - заслуженный артист РБ Сергей Бикбулатов, Создатель - заслуженный артист РБ Артём Доброхвалов.
В основе балета «Моцарт и Сальери» – легендарный сюжет «Маленьких трагедий» Александра Пушкина, положенный на музыку прототипов драмы великого русского поэта. Спектакль наполнен иронией и юмором, так присущими Пушкину и Моцарту; они добавили жанру трагедии комедийные интонации.
Второй балет на сцену поставил выпускник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой Константин Матулевский. Он был солистом Театра Балета Бориса Эйфмана, Театра танца Саши Кукина и «Балет Москва». Закончил Мастерскую Индивидуальной Режиссуры Б. Юхонанова (Эектротеатр Станиславский). Номинант театральной премии «Золотая Маска». Сейчас хореограф делает постановки для фестивалей, сотрудничает с государственными театрами оперы и балета, работает с оперой, драмой, ставит ледовые шоу.
В разум прославленного, успешного придворного композитора прокрадывается зависть к молодому и беззаботному гению. «Маленькое» чувство разрастается и уничтожает сознание признанного мастера. Трагичная смерть Моцарта становится дорогой к его бессмертию через нетленные произведения. В партии Моцарта – Тагир Тагиров, Сальери – Давид Церцвадзе. В образе Черной дамы предстала народная артистка РБ Гульсина Мавлюкасова.
- Мне очень понравилась труппа и их отдача. За небольшой промежуток времени мы смогли подготовить спектакль. Когда я познакомился с ребятами, я немножко пересмотрел саму историю и немного поменял фокус.
Над спектаклем я работал самостоятельно, так как у меня есть большой опыт работы ставить спектакли без декораций. Костюмы готовили с моим партнером, ассистентом, супругой Софьей Гайдуковой. Надеюсь, зрителям понравится моя работа, - рассказал Константин Матулевский.