Опера «В ночь лунного затмения» в новой постановке Ляйсан Сафаргуловой
10 и 11 февраля в Башкирском государственном академическом театре оперы и балета состоится премьера оперы Салавата Низаметдинова «В ночь лунного затмения». Постановка приурочена к 105-летию со дня рождения великого башкирского поэта, писателя и драматурга Мустая Карима.
Трагедия «В ночь лунного затмения», написанная в 1963 г. не сходит со сцен около ста больших и малых театров страны и мира. В 1967 г. за пьесу «В ночь лунного затмения» автору присуждена премия РСФСР им. К.С. Станиславского. Башкирский композитор Салават Низаметдинов написал оперу в 1996 году. В том же году он был поставлен на сцене Башкирского театра оперы и балета. Спектакль выдвигался на соискание Государственной премии имени Салавата Юлаева, в 1997 году был показан в рамках Дней Башкортостана в Москве.
Сюжет трагедии «В ночь лунного затмения» известен всем. Неприятие народных обычаев и традиций рода составляет основу драматического конфликта пьесы. В центре сюжета любовь главных героев Акъегета и Зубаржат, которые не хотят следовать законам рода и становятся изгоями общества. Верность одному из самых нелепых и несправедливых обычаев не только погубили юных влюбленных, но и разрушили то, что владычица рода Танкабика в течение многих лет поддерживала, сохраняла, чем дорожила.
В состав постановочной группы вошли: режиссер-постановщик - Ляйсан Сафаргулова, дирижер-постановщик - заслуженный деятель искусств России, народный артист Башкортостана, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Валерий Платонов, хореограф-постановщик – Алина Мустаева, сценограф-постановщик – театральный художник из Санкт-Петербурга Екатерина Малинина, хормейстер-постановщик – заслуженный артист РБ Александр Алексеев и художник по свету – заслуженный работник культуры России Евгений Ганзбург.
Нужно отметить, в опере вместе с артистами Башоперы на одной сцене выступит солист Геликон – оперы Василий Ефимов.
«Эта опера, на мой взгляд, синтез наших местных соотечественных гениев. У произведения множество достоинств, но при этом, множество сложностей. Первое знакомство с оперой для меня было в 2016 году, когда я выступила помощником режиссера – Рустэма Галеева. На мой вгляд, этот спектакль был очень самобытный и самодостаточный. Мне нравилась сценография, решения Рустэма Мидхатовича. Поэтому на тот момент я просто в нее музыкально вникала и влюблялась. Это очень сложная палитра. И чем больше ты ее слушаешь, тем больше начинаешь ее любить, понимать, вникать в различные мотивы. И на тот момент я просто впитывала эту музыку, знакомилась с ней”, - делится своими воспоминаниями молодой режиссер Ляйсан Сафаргулова.
По словам режиссера, ей было сложно создавать другую интерпретацию этой музыки. “Если взять какой-нибудь другой спектакль, который идет во всем мире, например, “Евгений Онегин”, который ставится во всех мировых сценах, то здесь множество вариантов. И из-за этого не возникает единственно верного режиссерского решения. А спектакль “В ночь лунного затмения” на оперной сцене ставился единожды. Только у нас. Поэтому здесь как будто есть только один вариант. Конечно, хочется сделать по-своему. Но при этом делать по-другому, не только для того, чтобы это было новое прочтение, но и понятное, потому что сюжет для нас совершенно не близкий, все эти обычаи и нравы, к счастью, ушли давно в прошлое”, - считает она.
Перед художником режиссер ставила задачу сохранения национального колорита. Екатерина Малинина не из Башкирии и для того, чтобы вникнуть в нашу культуру, режиссер и художник вместе ходили в краеведческий музей, изучали литературу, консультировались с различными людьми, которые хранят традиции и обряды. У художника стояла задача вникнуть в башкирскую культуру и через свой мир трансформировать её и сделать доступным.
“Опера о свободе человеческого духа, мысли, о свободе над предрассудками. Несмотря на то, что и в произведении Мустая Карима, и в опере Салавата Низаметдинова достаточно открытый финал, можно сделать светлым. А может будет совершенно трагический. Какой будет у нас, я пока не буду рассказывать, но главная идея для нас – это идея свободы”, - подчеркнула режиссер Ляйсан Сафаргулова.