К 65-летию Салавата Низаметдинова

3 марта 2022 года

3 марта исполняется 65 лет со дня рождения башкирского композитора заслуженного деятеля искусств России и Башкортостана, лауреата премии Союза композиторов России имени Дмитрия Шостаковича, Международной премии «Филантроп» и премии имени Г.Саляма Салавата Ахмадеевича Низаметдинова.

Он родился в многодетной семье шахтёра в поселке Миндяк Учалинского района. В семилетнем возрасте начал учиться в Уфимской школе-интернате для слепых детей. Пел в хоре интерната, с интересом осваивал различные инструменты: баян, домру, кларнет, трубу. В 11 лет его приняли в только что открывшийся филиал детской музыкальной школы № 1, в класс баяна и композиции.

В 1977 году он поступает в Уфимский государственный институт искусств в класс доцента кафедры композиции Е.Н.Земцова. Ещё в годы учёбы за цикл романсов на стихи Александра Блока композитор становится лауреатом третьей премии международного конкурса незрячих композиторов в Праге.

По окончании института искусств композитор поступает в аспирантуру Московского государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки) в класс профессора Г.И. Литинского, которому впоследствии посвящает Струнный квартет до-минор.

В 1983 году Салавата Низаметдинова принимают в Союз композиторов СССР, а в 1988 году он получает золотую медаль Выставки достижения народного хозяйства СССР за вокальную симфонию «Разговор с Салаватом». Позже эта симфония была отмечена жюри международного конкурса в Чехословакии.

Все оперные сочинения композитора были поставлены на сцене Башкирского театра оперы и балета. Это «Чёрные воды» (1989 г.) и «В ночь лунного затмения» (1996 г.) по произведениям Мустая Карима. Отличающаяся от всех его предыдущих произведений опера «Memento!» («Помни!») (2000 г.) и «Наки» (2009 г.) по мотивам пьесы Артура Сакаева.

В 2009 году в Башкирской государственной филармонии была представлена его молодёжная рок-опера «Звезда любви».

Салават Низаметдинов написал множество камерно-вокальных и камерно-инструментальных произведений, более 200 эстрадных песен, музыку к спектаклям, документальным и художественным фильмам.

«Музыка, плод его фантазий, боли и любви, как жданное дитя, рождалась и начинала свой путь, – пишет о Салавате Низаметдинове в предисловии к книге «Исповедь» музыковед Виктория Симонова. – Иногда она пробивалась, как танк, напролом. Иногда жила, как подсолнушек, - созревала и рассеивала семена, дающие новые всходы. А иной раз мучилась и страдала от непонимания и ждала своего часа, терпеливо и не ропща. У каждого его сочинения была своя, неповторимая судьба. Он же, как и полагается родителю, в каждом из них был уверен и за каждого готов был побороться».

Партнеры