А голос бывает хрустальным… Юбилей солистки оперы Галины Бутолиной

4 декабря 2013 года

4 декабря солистка Башкирского государственного театра оперы и балета заслуженная артистка Башкортостана, призер и лауреат международных конкурсов Галина Бутолина отмечает юбилейный день рождения.

При имени «Галина Бутолина» мне слышатся переливчатые трели соловья… То есть, конечно, я вспоминаю знаменитый романс Александра Алябьева «Соловей» в исполнении певицы. Он украшает репертуар лирико-колоратурных сопрано всего мира, в том числе нашей героини. Также как и «Сказки Венского леса» Иоганна Штрауса… И ария Лакме из оперы Лео Делиба… А помните первые представления оперы Салавата Низаметдинова «В ночь лунного затмения», где Галина пронзительно спела и сыграла Зубаржат, башкирскую Джульетту, не побоявшуюся ради любви пойти на смерть вместе с возлюбленным?!

За четверть века, что служит Галина Бутолина Башкирской Опере, она исполнила главные партии в шедеврах мировой классики: Царица ночи («Волшебная флейта» Вольфанга Моцарта), Розина («Севильский цирюльник» Джакомо Россини), Норина («Дон Паскуале» Гаэтано Доницетти), Джильда и Виолетта («Риголетто» и «Травиата» Джузеппе Верди), Снегурочка и Марфа («Снегурочка» и «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова), множество партий второго плана.

В 1995 году в Уфе проходил Международный конкурс вокалистов имени М. И. Глинки. Не только публика, но и солидное жюри во главе с самой Ириной Константиновной Архиповой были покорены пением Галины Бутолиной, исполнившей Концерт для голоса с оркестром Глиэра. Память о том событии — специальный приз.

Потом голосом певицы из Башкирского театра восторгались на Кипре во время конкурса оперных певцов тюркоязычных стран, оглушали овациями и восклицаниями: «Фантастик! Фантастик!». А на музыкальной гостиной «Парад примадонн» благодарные слушатели назвали Галину примадонной номер один.

В 2007 году на VII Международном конкурсе-фестивале «Музыка без границ», что каждое лето проходит в литовском городе Друскининкае, Галина Бутолина снова покорила публику исполнением арий Лакме, Джильды, рахманиновского романса, концерта Глиэра и вернулась в Уфу лауреатом международного конкурса…

В преддверии юбилея хочется вспоминать, анализировать, размышлять… Вспоминается родное село Балезино в Удмуртии, родители — люди простые, трудолюбивые, но от природы душевные, добрые, музыкальные. У мамы — красивое серебристое сопрано. Любое торжество немыслимо без песен, музыки…

Вот в такой атмосфере росла будущая певица. Легко запоминала мелодии, удивляла тем, что точно воспроизводила любую песню, услышанную по радио. С четвертого класса выступала в самодеятельных концертах — в школе, доме культуры, гастролировала по району наравне со взрослыми. Принимали ее хорошо, вызывали на «бис».

— У меня перед глазами всегда стоял образ того, о чем я пела, — признается Галина Юрьевна. — Меня это волновало, поэтому, наверное, и трогало слушателей.

Одним словом, призвание определилось само собой. После школы поступила в Ижевское музыкальное училище. По окончании учебы приняла лестное предложение поработать в национальном удмуртском ансамбле «Италмас».За три года объездила всю страну, пела не только в хоре, солировала, исполняла и классику — Брамса, Рубинштейна… Выступала в Кремлевском Дворце съездов, в Концертном зале имени Чайковского, участвовала в традиционных тогда сборных концертах. Это была прекрасная школа культуры общения. Даже мимолетные встречи с такими неординарными личностями, как Аркадий Райкин, Андрей Миронов, Алла Пугачева, Иосиф Кобзон, Вячеслав Гордеев, Надежда Павлова, запомнились, что-то дали для эрудиции, для души…

И еще поняла, что надо продолжить образование. Приглашали в Казанскую консерваторию, Саратовскую, но она поехала в Уфу, поступила в институт искусств. Наверное, звала судьба: здесь встретила свою любовь, вышла замуж, родила сына.

С благодарностью Галина вспоминает своего педагога по вокалу Райсу Галеевну Галимуллину, концертмейстеров Радика Габдулловича Хабибуллина и Надежду Михайловну Латыпову, настоящих профессионалов и душевных людей.

Никогда не забудется день, когда ее приняли солисткой в Башкирский государственный театр оперы и балета… И вот пролетело уже двадцать пять лет!

Всегда хотелось петь больше, больше. Так мечтала о виртуозных партиях Лакме, Шемаханской царицы, Лючии ди Ламмермур, что разучила их самостоятельно, исполняет в концертах, музыкальных гостиных.

Галина Бутолина… Само имя звучит, как нежное, хрустальное колоратурное сопрано его обладательницы.

Нина Жиленко,
специально для газеты «Вечерняя Уфа».

Фото из архива БГТО и Б.


Партнеры