Память. Жила-была Альфия Хамбалеева…
Эту гостью никогда не ждут. Она всегда приходит неожиданно, и всегда это страшно. Особенно, если она уносит с собой человека в расцвете лет… Альфие Хамбалеевой в феврале исполнилось всего пятьдесят, и с ее уходом трудно смириться.
Почти два десятилетия своей жизни Альфия отдала оперной сцене, но путь в большую оперу был нелегким и долгим. Начинала учиться сольному пению в Воронежском институте искусств (класс профессора
Альфия обладала мощным, красивым, богатым от природы голосом — драматическим сопрано. Не случайно дирижер Валерий Платонов поручил новенькой сложнейшую партию в «Военном реквиеме», грандиозном сочинении английского композитора Бенджамина Бриттена. Это была первая заметная работа Хамбалеевой в театре и первый успех.
Буквально через три дня — конкурс. Да не простой, а XVI Международный конкурс вокалистов имени Михаила Глинки, который проходил в Уфе под руководством великой Ирины Архиповой. В жюри — известные певцы и светила вокальной педагогики, более трехсот претендентов — из России и разных стран ближнего и дальнего зарубежья. Это был 1995 год — счастливый для Альфии. В жесточайшей борьбе она завоевала вторую премию и добрые слова от самой Ирины Константиновны. Вскоре ей присвоили почетное звание — «Заслуженная артистка Республики Башкортостан».
Удача окрылила, придала силы, уверенность. Альфия уверенно осваивает такие оперные глыбы, как партии Лизы в «Пиковой даме» Петра Чайковского, Аиды в одноименной опере Джузеппе Верди, Мими в «Богеме» Джакомо Пуччини, Ярославны в «Князе Игоре» Александра Бородина… Каждая роль делается с полной самоотдачей. Однажды после исполнения знаменитого плача Ярославны у нее упало давление — 90/60. Так вошла в образ, что силы оставили певицу, как и ее героиню в двенадцатом веке.
Всегда Альфия пела не саму себя, а то, о чем говорит музыка. Хорошей школой стала работа с легендарным музыкантом, дирижером, уникальной личностью — Фуатом Мансуровым. К
Говоря о творчестве Альфии Хамбалеевой, нельзя не вспомнить такую яркую его грань, как работы в национальных операх. Как пленяла ее искренняя, любящая, трепетная и верная Амина в «Салавате Юлаеве» Загира Исмагилова! Ей было близко творчество этого композитора, акасакала башкирской академической музыки. В его же опере «Акмулла» Альфия пела Аксэскэ и Минлебикэ, в «Послах Урала» — Карасэс, в
Очень серьезно Альфия Хамбалеева относилась к камерному жанру вокальной музыки — как к самостоятельному виду искусства со своими особенностями и критериями. Если произведение не отточено до блеска, считала она, нельзя выходить на публику. Ей интересно было петь романсы Чайковского, Рахманинова, Рубинштейна, хотелось не только эмоции выплеснуть, а сыграть актерски, сделать
С сожалением думаешь: как много не успела сделать Альфия! Болезнь помешала ей в полной мере реализовать свой талант и возможности. И
Как трудно сейчас приходится самым близким ее людям — дочери Лене и мужу Олегу Михайловичу Деньгубу, который в самые трудные моменты, до самого конца был рядом с Альфией, заботился, ухаживал, поддерживал всеми силами души. Пусть их утешит то, что все друзья и коллеги Альфии хранят о ней самые теплые и благодарные воспоминания, а в истории искусства Башкортостана есть и ее страничка.