«Фауст» Ш.Гуно: романтическая опера в неоновом свете.

18 ноября 2011 года
Нина Жиленко, редактор газеты БГТОиБ "Аксаковский дом".

30 ноября 2011 года Башкирский государственный театр оперы и балета даёт оперу Ш.Гуно «Фауст».

Мировой шедевр Шарля Гуно ставился неоднократно с первых дней жизни театра — и в традиционной манере, и в концертном исполнении на языке оригинала. Но сценическая версия музыкального руководителя постановки Роберта Лютера и питерского художника Михаила Бархина разительно отличается от прежних. Сделана ставка на современные высокие арт-технологии. С их помощью оперный жанр получил необъятные возможности для реализации самых смелых фантазий. Теперь никого не удивляет присутствие на сцене экранов с мульти- и видеорядом. Режиссер компьютерной графики и анимации Александр Малышев также из северной столицы.

Четвертый год идет «Фауст» в новой редакции, но по-прежнему привлекает оригинальностью и смелостью сценических решений. Авторы не «разжевывают» историю, известную всем со школьной скамьи. Им важно вызвать у зрителя ассоциативный ряд, их интересуют эстетика и композиция. Существенный элемент сценографического решения — анимация. Декорации — пространство сцены и неоновый свет. Но что из этого можно сотворить!.. Костюмы — унифицированные, без привязки к эпохе. Все персонажи разыграны по цветам: Фауст — белый, Маргарита — желтый, Валенитин и Зибель — голубой, хор-народ — серый… Мефистофель одет в красно-черное. Это контраст, зло, искушение. Каждый понимает, что означают эти цвета в данной ситуации, здесь нет никаких загадок…

Секрет успеха еще в том, что авторов по-настоящему вдохновила музыка Гуно — красивые мелодии, арии, хоры. Музыка, которую не надо объяснять. В результате история разыгрывается так, что оставляет простор мыслям, ее хочется додумывать после представления.

Исполнительский состав очень яркий. Дмитрий Крыжский пел Фауста в одном из премьерных спектаклей. В этом образе ярко и полно раскрылся потенциал молодого певца. Сейчас Дмитрий — опытный артист, поет в Челябинском театре оперы и балета, а в Уфе выступает в качестве приглашенного солиста. Альфия Каримова в роли Маргариты покоряет не только вокальным мастерством, но и потрясающим вживанием в образ. Геннадий Родионов в партии Мефистофеля просто «обволакивает» силой своего обаяния. Надо бы возмущаться проделками Дьявола, а не получается… Меццо-сопрановые партии Марты и Зибеля исполнят Татьяна Никанорова и Марина Гайфуллина. Руслан Хабибуллин с присущей ему искренностью проведет одну из своих лучших партий — Валентина, брата Маргариты. В роли Вагнера выступит Олег Лихачев. Хоровые эпизоды благодаря мастерству артистов хора, хормейстера Эльвиры Гайфуллиной и гармоничному сочетанию со сценографическими ходами производят неизгладимое впечатление. За дирижерским пультом — народный артист Башкортостана Фарит Идрисов.

Партнеры