Пирайе

  • Керем Салих Мемишоглу
  • 12+

Эпическая поэма (Турция)
В рамках проведения VII Международного фестиваля тюркоязычных театров "Туганлык"
Спектакль на турецком языке, синхронный перевод спектакля на русском языке

Продолжительность: 1 час 10 мин.

Режиссер и актер – Мурат Чидамлы
Помощник режиссера –  Озге Чидамлы
Драматург – Эйлюль Кузгунбай
Световое оформление – Юксель Аймаз

Инсценировка на основе жизни, произведений и писем Назыма Хикмета

Назым Хикмет – величайший поэт современного турецкого языка, который запомнился людям не только своими стихами, но и политическими интересами, годами тюрьмы и любовной жизнью. В личности Назыма все эти аспекты находятся под влиянием друг друга и составляют единое целое. Спектакль «Пирайе» направлен на изучение самых продолжительных личных отношений жизни Назыма в другом измерении.

Инсценировка жизни исторических личностей всегда была сложной задачей. Практически невозможно рассказать зрителям в биографическом ключе о жизни такой творческой личности, как Назым Хикмет, известному всему миру, о котором написаны многие тома произведений, и поэтому, с точки зрения театрального произведения, этот аспект исключен из области интересов. Спектакль основан на достоверных событиях, их хронологической последовательности и истинных свидетельствах, но вместе с этим подходит с другой точки зрения к любви Назыма-Пирайе, и пытается поделиться ею со зрительской аудиторией другим, не биографическим путем.

У всех великих творческих личностей существует внутренняя библиотека, где они создают свои произведения. В этой библиотеке основной темой (сюжетом) или темами является основной фактор, который определяет работы создателя. Чувство «любви» является самой важной движущей силой в процессе создания этих великих творческих людей. Эта связь между созиданием и сюжетом является причиной того, что такие великие люди, как Овидий, Физули, Гете, Пикассо, Дали, Элюар и Луи Арагон, прославились не только своим творчеством, но и любовными отношениями.

Спектакль «Пирайе» пытается поделиться со зрителями сильными и слабыми сторонами поэта в процессе творения как человека в разгар всех противоречивых чувств, которые он испытывает, и которые составляют его борьбу, упорство, плен, деление, создание. Основная цель спектакля – собрать письма, написанные Назымом Хикметом из различных тюрем, стихи и свидетельства людей, и сделать их жизнью, разделяемую зрителями, посредством архетипов, являющихся основным предметом человеческой души.

Выражение в спектакле стихов через музыку, являющуюся универсальным языком, применение стилизации, основанной на театральной биомеханике Мейерхольда, составляющей основу театрального подхода Назыма Хикмета, и использование «психософической театральной поэтики», направленной на то, чтобы коснуться духовной целостности зрительской аудитории, отличает данный спектакль от других подобных примеров.