5 мая 2016 года

Театральный менеджмент: предлагаемые обстоятельства

Ильмар Альмухаметов, заслуженный деятель искусств РБ, генеральный директор театра
Альманах "Театры России"

О предложении возглавить Театр оперы и балета я, конечно, раздумывал.

Уходить из театра кукол было очень тяжело, я там с 1999 года: и режиссёром, и директором – везде корнями пророс. Но в итоге всё-таки решение было принято. Для меня во многом это такой рабочий процесс: очередная менеджерская задача, и чем она сложнее, тем интереснее её решать, тем более если у тебя есть инструментарий, и он уже опробован. Несмотря на то, что это другой театр, и объём работы другой, но, по большому счёту, сейчас у любого театра в России задачи одни и те же: хозяйственно-экономические. Творческие задачи у нас в стране решать проще – в плане того, что одарённых и талантливых людей в России всегда было много, и поиск и выстраивание коммуникаций с ними возможны. А вот театральный менеджмент – он, действительно, на сегодняшний день ещё только растёт.

Обязанности директора театра делятся на музыкально-художественную составляющую и административно-хозяйственную часть, и первоочередные для меня задачи стоят в решении именно административно-хозяйственных вопросов. Музыкально-художественная часть больше в ведении художественного совета театра – это профессионалы, у которых я учусь, которые мне рассказывают о нюансах работы музыкального театра, о его специфике. Если я хорошо знаю и могу построить менеджерскую систему управления, то с системой работы оркестра, балета, хора, солистов знакомлюсь уже на месте. А производственные цеха во всех театрах одинаковые – масштаб только разный.

Знакомясь с театром – его историей, традициями, творческим коллективом, я постоянно задавал себе вопрос: что я могу сделать, чтобы всё это сохранить и развивать дальше? Поэтому свою программу я строил, исходя из предлагаемых обстоятельств театра. Планы развития – это в первую очередь хорошие классические постановки и тот набор популярных названий, которые нужно обязательно иметь в активе, это проведение традиционных фестивалей в новом формате, а также пополнение финансовой составляющей, привлечение нового зрителя и создание крепкой менеджерской команды. Стратегический менеджер и антикризисный менеджер – это два разных этапа работы, и я сейчас пока нахожусь в переходной стадии: «ноль контур» ещё на таком качающемся балансе.

Сегодня очень активно развивается электронная связь со зрителем. Пространство интернета становится основным источником информации. Имея под рукой планшет и телефон, ты всегда в центре событий, и все твои интересы и приоритеты зафиксированы в тех сообществах, в которые ты вступаешь. И наша задача сейчас в освоении этого пространства: это и создание электронных площадок общения, и собственных групп с привлечением к ним посетителей сайтов, и целенаправленные шаги по интернет-рекламе в различных поисковых программах, – все усилия надо направить на то, чтобы в будущем посетители электронных страниц стали посетителями нашего театра: зритель голосует ногами.

А уже на следующем этапе мы должны быть готовы к тому, что в театр придёт новая публика, большинство из которой здесь впервые, и мы просто обязаны отследить их, внести в базу, понять, что им интересно: опера, балет, оперетта, национальные постановки, малые формы – всё это должно быть зафиксировано в информационной базе, чтобы уже следующая реклама попадала именно в целевую аудиторию. Процесс достаточно длительный и трудоёмкий, и всеми этими вопросами у нас занимается отдел маркетинга. Я очень рад, что сегодня мы разрабатываем и внедряем систему онлайн-продаж билетов, которой в театре не было.

Завтрашнего зрителя надо формировать уже сегодня. На момент моего прихода в театре не было абонементного отдела, а у меня же за плечами театр кукол: там эта система поставлена давно, и работа с целевой аудиторией отработана железно. И мы всё заново создали здесь: я пригласил специалиста, который хорошо знает все образовательные учреждения города, а мы придумали и воплотили на сцене проект для школьников «Волшебство танца», где из самых ярких номеров балетной классики, идущей у нас в репертуаре, сочинили небольшой сказочный сюжет. В итоге было проведено шестнадцать спектаклей для учащихся общеобразовательных школ и собрано более миллиона рублей. Большинство детей в театре оперы и балета были в первый раз: ребята прошли по театру с экскурсией, посетили музей театра, познакомились с его историей и, наконец, побывали на спектакле. Учителя выразили нам огромную благодарность за то, каким ярким событием это стало для многих школьников, ведь в нашем театре всё, начиная от интерьеров, создано для того, чтобы понимать: что это такое – Театр. Я заметил, что среди посетителей были даже пятилетние малыши – такие зрители приходили к нам вместе с родителями.

Мы очень рады, что этот проект состоялся, и в дальнейшем обязательно будем его продолжать и развивать. В репертуаре театра уже существовал игровой спектакль «Сделаем оперу вместе» – музыкальный интерактив для детей, и сегодня эти два названия в активе нашего абонементного отдела. Но на этом знакомство с театром оперы и балета у юных зрителей не заканчивается. Детские музыкальные спектакли нашего репертуара: балет «Том Сойер», мюзикл «Бременские музыканты» и «День рождения кота Леопольда» и, конечно же, «Щелкунчик» – пользуются популярностью и у детей, и у их родителей (я слышал от многих взрослых о том, что они помнят, как приходили и смотрели эти спектакли ещё детьми, и поэтому привели сюда и своих детей тоже).

Расхожее мнение, что основной зритель оперного театра – человек среднего и выше среднего возраста, – это стереотип, доставшийся нам с прежних времён. Вы только посмотрите: Симфоночи, которые ежегодно проходят у нас в Уфе – там же в основном молодёжь! Это активное молодое сообщество, которое формируется здесь и сейчас, и, что самое интересное: сегодня оно объединяется не на агрессивной, а на классической музыке. Именно в какой-то момент формирования здорового образа жизни пришло ощущение того, что к этой новой культуре больше всего подходит классическая музыка. А потом, определённое недоверие к молодёжи, недовольство молодёжью – тоже некий стереотип. Я недавно прочитал, что была раскопана библиотека шумерской цивилизации, и среди прочих письменных заметок там есть такая цитата автора: какмне жалко современную молодёжь, которая гонится за временем, но забывает хорошее из прошлого. Запись датируется IV или III тысячелетием до нашей эры! Так что конфликт между молодостью и опытом был во все времена.

А ещё давно замечено, что классика оказывается наиболее востребованной именно в тяжёлые периоды истории, когда все мы стараемся найти опору, и находим её только в гармонии, которая и есть классическая музыка. Я ездил на конференцию Ассоциации музыкальных театров России, и в это время в Ассоциацию вступал Донецкий музыкально-драматический театр. Мы задали им вопрос: какая наполняемость зрительного зала? Они ответили: у нас нет пустых залов даже под бомбёжками. Народ продолжает ходить в театр, он хочет видеть среди разрухи красивую жизнь – как мечту, как движение к тому, что это будет: война не может длиться вечно. Это неправда, что когда грохочут пушки, музы молчат.

Основу репертуара Театра оперы и балета должны составлять популярные классические названия. Причём сколько бы я ни разговаривал с директорами музыкальных театров, все сходятся в одном: это должны быть хорошие классические постановки. Чтобы зритель смотрел и понимал эпоху, время, жанр – должна быть внятная сценическая версия и режиссёрская концепция. И вот когда у театра сложился этот репертуарный «пазл», и он в рабочем состоянии – на этой стадии уже возможны эксперименты. Точно так же и в балете: популярные названия, хорошие хореографы.
Я очень рад, что в следующем сезоне с нами вновь будет сотрудничать Юрий Николаевич Григорович. Он поставил здесь уже несколько своих великолепных работ, а в этом году совместно с нашими артистами презентует балет Арифа Меликова «Легенда о любви». Мы получили грант Главы Республики на эту постановку, и премьера уже назначена на конец октября.

А откроем мы 79‑й сезон премьерой оперы Бизе «Кармен». Постановщики спектакля – приглашённый режиссёр Большого театра Дмитрий Белянушкин и художник-сценограф Александр Арефьев. Это будет классическая постановка, но с очень интересной режиссёрской задумкой. Когда Дмитрий рассказывал свою концепцию спектакля, для меня, как для человека, имеющего режиссёрское образование, в ней было оправдано всё. Режиссёрских версий «Кармен» очень много, а вот история конфликта, почему это произошло – этот ответ Дмитрий решает очень неожиданно: почему гибнет главная героиня? Я уверен: зритель будет разгадывать эту тайну.
Оперой «Кармен» мы откроем и сезон, и юбилейный, XV Международный фестиваль оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе». Обычно фестиваль проходил в декабре, но в этом году мы решили рискнуть и провести его в сентябре. Считается, что сезон надо начинать немного позже, что зрители после лета ещё не успевают войти в нормальный ритм жизни, но мы хотим попробовать доказать, что это не так, тем более что в этом году мы планируем проведение нескольких балетных спектаклей уже в конце августа – это будет своеобразный пролог к сезону, который настроит зрителя на то, что театр начал работу.

После двух премьерных спектаклей «Кармен» программа фестиваля продолжится тремя операми: «Травиата», «Князь Игорь» и «Тоска», партии в которых исполнят солисты Большого и Мариинского театров, Новой оперы, исполнители из Германии, из Казахстана: Вероника Джиоева, Василий Ладюк, Ильгам Валиев, Эдем Умеров, Дмитрий Воропаев, Жупар Габдуллина, Георг Ониани. Зрителей ждут незабываемые вечера! В исполнении солистов Новой оперы в Греческом зале театра пройдёт вечер русских романсов, а Башкирская государственная хоровая капелла представит вечер духовной музыки. Впервые в рамках фестиваля мы также решили провести Международный конкурс вокалистов имени Шаляпина, председателем жюри которого согласился стать наш земляк, всемирно известный бас Аскар Абдразаков.

Другая визитная фестивальная карточка нашего театра – Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуриева – пройдёт в марте. И это событие, ставшее уже традиционным, мы тоже попытаемся немного изменить. Самое простое – когда ты берёшь название и приглашаешь солистов, а нам хочется, чтобы на этот раз всё произошло чуть по-другому, хотелось бы что-то интересное поискать внутри. Идеи есть, но пока я не хочу их озвучивать, так как они в стадии обсуждения. Оставлю интригой и название премьеры закрытия следующего сезона. Скажу только, что это будет оперный спектакль.

Национальные постановки – это индивидуальность республиканского театра, и они всегда были украшением сцены Башкирского театра оперы и балета. В этом сезоне после реконструкции мы восстановили оперу Салавата Низаметдинова «В ночь лунного затмения» (в основе либретто – одноимённая драма Мустая Карима), а закрывает 78‑й театральный сезон тоже обновлённая музыкальная комедия Баязита Бикбая на музыку Загира Исмагилова «Кодаса».

Следующий год для всех нас будет юбилейный: мы отмечаем 100‑летие со дня рождения башкирского композитора Загира Исмагилова. Предстоящей дате будет посвящена премьера оперы «Салават Юлаев». Это новая постановка, для которой мы пригласили к сотрудничеству режиссёра из Мариинского театра Иркина Габитова.

Иркин уже ставил у нас в театре, и мы с ним знакомы. В моём понимании – это настоящий режиссёр, очень крепкий, требовательный, во всём разбирающийся: в оркестре, в звучании солистов, хора, в свете, в звуке. Иркин – целая планета, планета-профи, и общение с ним для меня всегда удовольствие: это кладезь школы.

На вторую часть сезона у нас запланировано возобновление легендарного балета Загира Исмагилова «Журавлиная песнь». В прошедшем сезоне с большим успехом прошли гастроли нашей балетной труппы во Франции. Мы очень понравились французскому импресарио Армену Карапетяну, и собираемся продолжить это сотрудничество. Сейчас у нас идут переговоры о гастролях балетной и оперной труппы в Китае, об участии театра в фестивале в Бангкоке, а также планируются выступления балетной труппы в ЮАР.

Руководитель должен учиться не на своих ошибках, а на успешном опыте коллег. Вот поэтому я стараюсь как можно больше ездить в театры Москвы, Петербурга, Екатеринбурга: я много общаюсь со своими коллегами, спрашиваю, как у них построена система, и они всегда с удовольствием делятся опытом. Мне очень нравится общаться с разными импресарио, интересна их работа: как они придумывают концепцию, просчитывают её, продают, рекламируют – для меня это, в общем, родственная профессия, потому что я в своём роде импресарио своего театра. И я постоянно учусь. У нашего театра очень высокий творческий потенциал: с нашей труппой можно ставить всё. Сейчас после реконструкции театр имеет замечательное техническое оснащение, и с такими возможностями мы можем осуществлять самые смелые и грандиозные планы.