Тринадцатый Шаляпинский фестиваль: размышления post factum

15 декабря 2010 года
Алиса Сабирова

Завершился Тринадцатый Международный фестиваль оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе», проходивший ровно семь дней на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета. Многое из этого фестиваля уже было известно уфимскому зрителю.

Традицией и главным принципом формирования фестивальной афиши всегда была премьера. Премьерой этого года стала опера А. П. Бородина «Князь Игорь», режиссёром которой выступил известный уже нам заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии РФ, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Георгий Исаакян (Москва). Что же было нового в этой постановке?

Как это ни странно, но весьма убедительной оказалась «монтажная» драматургия с дроблением «половецкого акта», придавшая спектаклю некую кинематографичность, о чём, предупреждая возможные вопросы, сообщил и сам режиссёр на пресс-конференции. «Слово о полку Игореве» получило в музыке Бородина адекватное воплощение. Обаяние и сила его не в сюжете, а в живой художественной ткани повествования, и прежде всего — в самой патриотической идее.

Благородство, мужество, верность и доблесть — вот основные черты образа Игоря, успешно переданные заслуженным артистом РФ Раилем Кучуковым и заслуженным артистом РБ Владимиром Копытовым.

Образ хана Кончака, безусловно, непростой и неоднозначный. Бородин не пошёл по пути примитивного противопоставления злого половца доброму русскому Игорю. Хану свойственны мужество и благородство, он восхищается своим пленником. Ярко и многогранно показан Кончак, в котором удивительно сочетаются добродушие и хитрость, благородство и расчёт: в первый день премьеры Кончака спел любимый уфимской публикой народный артист Башкортостана Аскар Абдразаков, который, невзирая на свой официальный статус, по-прежнему ценит и уважает любовь зрителя; во второй день — заслуженный артист России Салават Аскаров, стабильно и ответственно исполнивший свою партию.

Мир неги, сладострастия и томления связан с Кончаковной (партия написана для самого низкого женского голоса — контральто, но исполняемая, как правило, меццо-сопрано — Катерина Гильмутдинова и Любовь Буторина).

Отдельно хочется отметить приглашённого из Перми солиста Владимира Тайсаева, исполнявшего оба дня премьеры партию князя Галицкого — смутьяна и грубияна, но совершенно замечательного, олицетворявшего собой этакое «очаровательное зло»!

Гениальные «Половецкие пляски» — высшее в русской музыке выражение Востока, воинственного, неукротимого, бурного, страстного и влекущего. И прав дирижёр этой постановки заслуженный деятель искусств России, лауреат премии «Золотая маска» Александр Анисимов (Республика Беларусь), говоря о том, что публика порой воспринимает «Половецкие пляски» как финал оперы вообще, в силу чего плач Ярославны, возвращение Игоря, порой происходят при полупустом зале.

И всё же, завершить оперу у постановщиков вполне удачно получилось, благодаря выстроенной музыкальной арке — славильному хору пролога и финала.

Не обошлось без курьёзов — в сцене затмения на слова хора «Средь бела дня зажглися звёзды» на второй день звёзды почему-то не включились…

Не вполне драматургически выстроенными прозвучали увертюра и симфоническая картина боя. Хотя в конце прошлого театрального сезона директор театра Владимир Рихтер и уверял, что причина оркестровой фальши лишь в инструментах, но они (инструменты) уже должны быть приобретены. Судя по всему, дело всё же не в этом.

К сожалению, на протяжении всех фестивальных спектаклей оркестр не так «собран», как хотелось бы, и уж тем более не так, как мог бы, что, хотя, вполне объяснимо — музыканты, постоянно играющие в яме и не выходящие на сцену, не имеют потенциала профессионального роста. Какие бы старания ни прикладывал дирижёр-постановщик оперы «Князь Игорь» Анисимов, прежде уже дважды приезжавший на наш фестиваль.

Нельзя назвать новаторской и сценографию спектакля в версии лауреата Государственной премии Республики Беларусь, лауреата премии «Золотая маска» Эрнста Гейдербрехта (Германия), но собственно об уважении к традиции и говорили постановщики. Но если уж об этом, то не вполне понятно, какая именно традиция имелась в виду в костюмах, поскольку чистого ориентального Востока в них не было.

Другие спектакли фестиваля — «Иоланта» П. И. Чайковского, «Алеко» С. В. Рахманинова, «Фауст» Ш.Гуно, «Риголетто» и «Аида» Дж. Верди — знакомы меломанам. Здесь же надо сказать особо о некоторых солистах.

Ирина Крикунова (Иоланта) — дипломант «Золотой маски» — певица, чьё искусство отличает профессионализм и необыкновенная внимательность к каждой детали в образе, а в пении — редкое чувство ансамбля.

Как всегда, порадовал своим исполнительским мастерством заслуженный артист РБ Ильгам Валиев (Водемон в опере «Иоланта», Герцог в «Риголетто») — несмотря на сравнительно недавнюю творческую карьеру он, по-настоящему честный и профессиональный музыкант (возможно, несколько смутился именитых гостей, оттого и не совсем уверенно выступил в Гала-концерте).

Потрясающий певец и актёр, солист Мариинского театра, народный артист России, лауреат Государственной премии СССР Сергей Лейферкус (Алеко), успевший, кстати, не только поучаствовать в фестивале, но и дать два мастер-класса для вокалистов — студентов Уфимской государственной академии искусств.

Солист Театра Новая Опера Анджей Белецкий (Риголетто) — не менее прекрасный актёр, постоянно живущий в образе, очень и очень ответственный и тонкий музыкант.

Август Амонов (Радамес в опере «Аида»), приехавший на фестиваль из Мариинского театра, также постоянно удерживал внимание зрителей благодаря собственному артистизму (будь то главная партия или всего лишь ария, исполненная в концерте).

Поистине подарком для уфимцев стало выступление заслуженного артиста РБ Ильдара Абдразакова, блистательно исполнившего три арии в Гала-концерте, и одну из них — вместе со своим не менее выдающимся братом Аскаром Абдразаковым. Ныне Ильдар — солист Мариинского театра, а в действительности выступает по всему миру, но приятно сознавать, что он не забывает родные пенаты.

Бесспорно, невозможно сказать обо всех солистах, выступавших на сцене Башкирского театра оперы и балета на протяжении фестиваля «Шаляпинские вечера». Но одно становится предельно ясно: сравнивая работу приглашённых солистов и некоторых наших можно выделить основную проблему, к сожалению, существующую и по сей день — проблема певца-актёра. И неважно при этом, идёт ли речь о сценическом решении сольных эпизодов, ансамблевых или хоровых сцен. Почему некоторые солисты находятся в образе и в условиях концерта, когда вся сцена заполнена оркестром, а кто-то и в рамках театрального действа, которым является спектакль, звучат неубедительно, вызывая желание воскликнуть сакраментальное «Не верю»? Что же происходит с теми выпускниками, что так замечательно поют и играют на выпуске из нашей академии, а ведь именно они, выпускники этой самой академии, и составляют львиную долю солистов оперного театра?.. Так что же происходит с ними, что спустя непродолжительное время — всего несколько лет — они становятся такими безответственно-непрофессиональными музыкантами, забывшими об основах своего мастерства: как играется, как поётся без фальши, со смыслом, с артистизмом, с внутренним наполнением звука. Или отсутствие Художественного руководителя этому способствует?

Припоминается приезд талантливейшего дирижёра Фуата Мансурова, когда и оркестр заиграл, и хор запел, и солисты перестали фальшивить. Стыдно было перед мэтром. Сейчас же, видимо, и стыдиться некого: публика по-прежнему ходит на спектакли, покупает билеты. А если и не покупает, то ради заполнения зала артистам театра раздают бесплатные пригласительные (которые, конечно же, нужны, но в большей степени студентам и школьникам).

Так и хочется по этому поводу вспомнить слова одного нашего известного артиста, ныне живущего в Петербурге: «Чтобы сделать замечательную страну, надо сделать замечательного себя!» Начнём, господа?

Алиса Сабирова,
специально для официального сайта БГТОиБ


Партнеры