Основная тема балета, конечно, - любовь

28 сентября 2016 года
Юлия Болгарова
Башкирский государственный театр оперы и балета готовится к премьере знакового спектакля Юрия Григоровича “Легенда о любви”, реализуемого на грант Главы Республики Башкортостан.
“Легенда” принесла мне столько счастья, что на сотню людей хватило бы”, - признался в одном из интервью композитор, автор музыки к балету Ариф Меликов. В нынешнем году знаменитой “Легенде о любви” исполнилось пятьдесят пять лет. Впервые спектакль был поставлен 23 марта 1961 года тридцатитрехлетним Юрием Григоровичем на сцене Кировского (ныне Мариинского) театра и стал ошеломительной художественной сенсацией, манифестом новой хореографической эстетики. За полувековую историю своей жизни он не снизил градус восприятия и концентрацию чувств, не утратил пластическую актуальность и глубину, постоянно обретая новый смысл и неизменно оставаясь сочинением единого дыхания. Наверное, это и отличает истинный шедевр. 

Сложнейшая хореографически, стилистически, психологически, “Легенда о любви” относится к спектаклям этапным, поворотным и переломным как в судьбе отдельного артиста, так и труппы в целом. Неудивительно, что балетная труппа БГТОиБ приступила к репетициям этой знаковой постановки с большим энтузиазмом, энергией, самоотдачей и волнением. До премьеры полтора месяца - и это будет насыщенный непростой путь познания. Ведь “Легенда о любви” - балет-постижение, балет-преодоление, балет-испытание. Испытание на профессионализм, интеллектуальную и духовную зрелость.
Олег Рачковский, ученик, коллега и неизменный ассистент Юрия Григоровича, на данном постановочном этапе работает с мужским составом балета и с солистами (женским и тоже солистами занимается балетмейстер-репетитор Ольга Васюченко). Десятки лет сотрудничества и дружбы связывают Олега Давидовича и легендарного балетмейстера. Рачковский беззаветно предан хореографии Григоровича. Бережно, скурпулезно и вдохновенно он не только передает спектакли мастера новым поколениям артистов, но и старается вдохнуть в их исполнение глубинную философию, заложенную в постановках и выдержанную временем. “Легенда о любви” - пятая работа Олега Рачковского с нашей балетной труппой. Всего же в репертуаре БГТОиБ шесть постановок Юрия Григоровича, пять из них - редакции классических балетов и одна - оригинальный спектакль, “Спартак”. Совсем скоро обретет жизнь на уфимской сцене и седьмой балет - “Легенда о любви”.
- Я помню, как мы работали с башкирским балетом над “Спартаком” - колоссальный, титанический труд, - говорит Олег Давидович. - Это стало настоящей школой для артистов. “Спартак” хорошо “подковал” танцовщиков и стал крепким фундаментом для их дальнейшего роста. Думаю, без этой работы осуществление “Легенды о любви” было бы весьма затруднительно. Безусловный шедевр Григоровича - Вирсаладзе является одним из сложнейших балетов в мировой хореографии. Я считаю, что ваш театр имеет право исполнять этот спектакль. То, как труппа справилась со “Спартаком”, достойно уважения и дает возможность предполагать успешный результат новой постановки. С идеей поставить на уфимской сцене “Легенду о любви” к Григоровичу обратилась художественный руководитель балетной труппы Леонора Куватова, бесконечно влюбленная в этот балет, и сразу нашла отклик со стороны Юрия Николаевича.
Олег Рачковский принадлежит “золотому веку” русского балета, был участником громкой премьеры “Легенды о любви” в Большом театре в 1965 году. С заметным воодушевлением он вспоминает то время. Первые Мехмене Бану - Майя Плисецкая, Ширин - Наталья Бессмертнова, Ферхад - Марис Лиепа. Это было потрясением и откровением, как для зрителей, так и для самих артистов. Новая хореография и сценография, чистая графика, тонкий рисунок. И красота. Стройная и импульсивная, жертвенная и страстная, ясная и сомневающаяся. Живая. Изысканная восточная сказка, словно мерцающим бисером и пряной вязью сплетенная-переплетенная с символической реальностью. Хореография Юрия Григоровича, драма турецкого поэта Назыма Хикмета, которая легла в основу спектакля, сценография Симона Вирсаладзе, музыка Арифа Меликова слились в единое целое - явление для театра нечастое.
- Основная тема балета, конечно, - любовь. Здесь любят все. Правда, взаимно любят только Ферхад и Ширин. Все остальные отношения - безответность и страдания. Очень трудно передать эту многогранную красоту, жертвенность, муки. Мехмене Бану рассталась с самым ценным для женщины - красотой - ради спасения жизни сестры, а та отплатила ей предательством (может, и невольно). Визирь влюблен в Мехмене Бану, но сердце ее отдано Ферхаду. Ферхад жертвует любовью к Ширин во имя долга. Все эти переплетения чувств рождают очень интересную драматургию, внутренние столкновения. Да, балет о любви, о внутренней силе, о преодолении себя. Мы очень много работаем. Спектакль трудный по стилю, по хореографии, по нагрузке. Он требует больших внутренних и физических сил и напряжения, ставит много задач: и драматургических, и технических. Здесь особенное положение рук, корпуса, головы - такого ни в каком другом балете не встретишь. Необычные музыкальные акценты, стилистические нюансы. Насколько насыщена эмоциями музыка! И в “Шествии”, которое идет от “Болеро” Равеля, и в “Погоне”, и в хрустальных лирических адажио. Все это гениально пропето Юрием Николаевичем в хореографии. Тело артиста должно думать и чувствовать. Достигается это большим, кропотливым трудом. Сначала не получается, потом появляется понимание, затем - постижение. Исполнители постепенно растут на этом материале. Именно постигая невероятные сложности, они получают возможность стать большой, профессиональной труппой. Я рад, что артисты меня слышат. И рад, что они увлечены постановкой, репетируют взахлеб. У нас три состава главных героев. Очередность их определит Юрий Николаевич, который присоединится к постановке чуть позже. 
Для нас “Легенда о любви” - балет знаковый и символичный. Он появится в Уфе в год своего пятидесятипятилетия и, безусловно, станет серьезным этапом в творчестве артистов и импульсом для развития труппы. А еще... Изначально в Ленинграде Юрий Григорович ставил “Легенду” на Рудольфа Нуреева. Именно он должен был быть первым исполнителем партии Ферхада, на него были сшиты костюмы, и его ждали на премьере в Кировском театре в 1961 году. Но произошли разногласия с хореографом, а спустя три месяца последовала скандальная эмиграция артиста. Рудольф Хаметович никогда не сожалел о прошлом, о том, чего не случилось. А вот просто пофантазировать... Как рассказывает знаменитая балерина, российская партнерша Нуреева Алла Осипенко, артист однажды увлекся красочными описаниями, каким бы мог быть его Ферхад...
После своего первого появления на ленинградской сцене “Легенда о любви” начала масштабное шествие по российским и зарубежным театрам. Этот уникальный балет Юрия Григоровича был поставлен в Новосибирске и Праге, Баку и Стамбуле, в Словакии и Казахстане и во многих других городах и странах. Сейчас он в активном репертуаре Большого театра России, Мариинского, Краснодарского. И скоро займет почетное место в афише Башкирского государственного театра оперы и балета. А значит, история “Легенды о любви”, история преодоления и побед продолжается.

Партнеры