И Штраус где-то тут cидит, наверно...

11 мая 2016 года
Нина Жиленко
Она прилетела в Уфу в преддверии нового тысячелетия. “Миллениум, миллениум”, - слышалось повсюду, и это будоражило, волновало, хотелось творить что-то необычное. Театр готовил уфимцам подарок - оперетту “Летучая мышь” блистательного венца Иоганна Штрауса. Музыкальным руководителем постановки стал главный дирижёр Валерий Платонов, а его соавторами - москвичи: режиссёр Станислав Митин и самый стильный театральный художник, покоривший Россию и Европу, Алла Коженкова. В Уфе это имя тоже было известно по работам в Русском драматическом театре. На потрясающие спектакли Михаила Рабиновича “Ваша сестра и пленница”, “Снегурочка”, “Черный иноходец” с необычными, роскошными коженковскими костюмами народ, как говорится, валом валил.
Постановка совпала с еще одним знаменательным событием - в БГТОиБ восстанавливалась знаменитая лестница, бездумно снесённая во время реконструкции 1987 года. Строительные работы в фойе и репетиции на сцене проходили параллельно, артисты пробирались на рабочие места, раздвигая защитные полиэтиленовые полотнища. Звучала музыка, пение, и казалось, что Штраус и впрямь где-то совсем рядом.
Премьера состоялась 31 декабря. Зрители поднимались на второй этаж по восстановленной и в чём-то усовершенствованной лестнице, и это тоже было событием. “Летучая мышь” проходила с аншлагами, но в режиссуре не было какой-то изюминки. И дело даже не в том, что исключили знаменитую, столь любимую публикой “сцену вранья”, которую режиссёр посчитал слишком шлягерной... Чувствовался в спектакле элемент некоей скучноватой затянутости, несмотря на яркую сценографию, актерские удачи, изящные танцы, поставленные Шамилем Терегуловым, и прекрасную работу хора под руководством Эльвиры Гайфуллиной. В 2002 году режиссёр “Мариинки” Иркин Габитов по просьбе театра сделал “коррекцию” спектакля “Летучая мышь”. Что-то сократил, переставил, оживил мизансцены... Постановка стала динамичнее, заиграла новыми красками и вплоть до закрытия исторической сцены на капитальный ремонт вызывала неизменный зрительский интерес.
В настоящее время театр прилагает колоссальные усилия для того, чтобы восстановить репертуар. Только что возрождена опера Салавата Низаметдинова “В ночь лунного затмения”, а через несколько дней поклонники так называемого легкого жанра получат в подарок одну из любимых оперетт.
Музыкальный руководитель и дирижер обновляемой постановки - заслуженный деятель искусств Башкортостана Марат Ахмет-Зарипов, режиссер - заслуженная артистка России Эльмира Ахметзарипова. Они восстанавливают габитовскую версию бережно и с уважением. Сами увлечены и музыкой, и работой с оркестром, солистами, всеми исполнителями. Для них, опытных мастеров, прослуживших немало лет в Оренбургском и Иркутском музыкальных театрах, оперетта - родная стихия. Своим азартом эта пара заразила весь коллектив.
- Важно сказать, что все исполнители основных ролей - новые, - рассказывает Эльмира Назифовна. - Каждый в силу своей актерской индивидуальности вносит в образ особые штрихи. Партию Айзенштайна готовит Владимир Орфеев. Он очень интересно раскрывается в опереточном жанре, его Айзенштайн будет совсем другой, более романтичный, наверное... Прекрасная Розалинда получается у Ларисы Ахметовой. А с какой отдачей работает над ролью учителя пения Альфреда Алим Каюмов! Колоритен Рим Рахимов в роли дежурного в тюрьме, а его помощника играет в полном смысле слова дебютант - Салават Киекбаев. Он оканчивает Уфимский государственный институт искусств, ученик Салавата Ахметовича Аскарова, с хорошими актёрскими данными. Жаль, что его персонаж непоющий, у Салавата яркий, сочный баритон. Но, думаю, у него всё впереди. У новичков мощная поддержка в лице нашей опытной гвардии - тех, кто уже работал в спектакле. Это Раиль Кучуков - начальник тюрьмы Франк, Владимир Копытов - директор театра Фальк, Резида Аминова - горничная Розалинды Адель. Радует, что все безмерно увлечены, в том числе артисты хора, танцовщики. Мы с нетерпением и волнением ждём встречи со зрителями.
...В основу сюжета “Летучей мыши” положен действительный факт, имевший место в Париже, когда на одном из костюмированных балов мужчина не узнал свою жену под маской и был очарован “прекрасной незнакомкой”. Кажется, сюжет не утратил актуальности: порой нужно скрыться под маской, чтобы быть замеченной собственным мужем! И нужно обладать женской мудростью Розалинды, чтобы выйти с достоинством из пикантной ситуации. А как выкрутится из нее неверный муж... Не знаете? Тогда обязательно приходите на спектакль!
В отличие от своего собрата по творческому цеху Жака Оффенбаха, Штраус отказался в своем произведении от какой бы то ни было сатиры, пародийности. “Летучая мышь” - только развлекательное, танцевальное зрелище, фейерверк розыгрышей, остроумного лукавства, переплетение недоразумений, и все это дает простор для актёрской импровизации. Одним словом, ожидается веселое, искрометное, релаксирующее представление. Его создатели вдохновенно творят, чтобы доставить истинное наслаждение уфимским поклонникам оперетты.

Источник: ЗДЕСЬ
Партнеры