Герой фильма «Нуреев. Белый Ворон» – Олег Ивенко: «...после того как я окунулся в этот мир, в старый мир возвращаться не хочется!»

20 июня 2019 года
Рушана Сир
В прошлом году в мировой прокат вышел фильм «Нуреев. Белый ворон» знаменитого британского актера, режиссера Рейфа Фаинса о человеке, чей непоколебимый дух и стремление к свободе оставил след в истории балетного искусства. Главную роль Рудольфа Нуреева в киноленте исполнил уроженец Украины, а ныне премьер Казанского театра оперы и балета, заслуженный артист Татарстана – Олег Ивенко. 

15 июня он посетил Уфу по приглашению Башкирского театра оперы и балета, чтобы станцевать партию Базиля в балете «Дон Кихот», которую некогда виртуозно исполнял Нуреев. PoUfe.ru не упустил шанс пообщаться с главным героем картины и поинтересоваться переменами в жизни восходящей кинозвезды.

С чего начиналась ваша история, как вы выбрали путь танцора балета? 
– В детстве ты не выбираешь, куда идти, поэтому выбирала мама. Родители меня отвели в 5 лет в класс балета. Поначалу ты не понимаешь - что же это такое, почему все в трико? (смеется) Почему не футбол или хоккей, или актерская школа?

И что же в итоге вас тогда заинтересовало?
– Наверное, энергия, которую все дарят друг другу, постановки, сам танец, раскрепощенность. 

А первое впечатление от сцены помните?
– Мне не понравилось. Я помню, после первой постановки я шел домой с мамой и сказал: «Я не хочу больше туда». А потом увидел «Белоснежку и 7 гномов» и мне уже понравилось. Позже мы попали к лучшему педагогу по балету (прим. ред. Елена Петровна Соловьева), на поступление к которой очередь выстраивалась за год. И когда я пришел на просмотр – меня взяли. Было неожиданно, но приятно, и мама говорит, что все не просто так случилось тогда. Позже начались свои трудности, первые серьезные шаги, когда тяжело, когда ты должен перебороть себя.

В школе я проучился до 15 лет, в это время мы очень часто гастролировали: были 5 раз в Токио, 4 раза в Испании, Франции, Германии, школа нас возила всюду. И после 15 лет меня распределили в Минск, а все мои одноклассники уехали в Пермь, кто-то в Киев. Там (в Белорусском хореографическом училище – прим.ред.) я проучился 4 года. Я попал на курс к Сергею Пестехину и к нам заглядывал Александр Иванович Коляденко – бывший педагог Ивана Васильева, Игоря Колба и всех известных танцовщиков. И мне теперь приятно, что мое имя стоит в ряду тех, кто меня вдохновлял на моем пути. Кстати, я вырос на Иване Васильеве! Всегда смотрел его видеозаписи и копировал его движения. Когда я только приехал поступать, он уже уехал, я не успел застать его, к большому сожалению. Сейчас, правда, уже прошел тот возраст, когда ты выбираешь в своей жизни кумиров и приятно, что сам становишься кумиром для других людей.

Как же судьба распорядилась уехать из Белоруссии?
– После окончания надо было думать – куда идти дальше работать. Было 10 приглашений: из Венской оперы, много из Украины, Минской оперы и Казани. Я всегда хотел работать в России и интуитивно выбрал Казанский театр оперы и балета им. Мусы Джалиля. Меня пригласили на фестиваль с минским училищем в Казань, а потом и на работу в сентябре месяце. Когда я приехал в Минск, я был одним из худших. Потом, стиснув зубы надо было понять, где поднажать - в итоге я стал одним из лучших. Устроившись на работу в Казани, я понял, что снова нужно начинать с нуля, выбиваться в лидеры – и так каждый раз. 

Первые 2 года были очень тяжелыми и интенсивными - нужно было танцевать кордебалет, переодеваться в солиста – за это ты получаешь маленькую зарплату, но первую свою зарплату! И считаешь, что это уже хорошо. Но понимаешь, что нужно развиваться, что-то делать дальше. И в 2012 году я стал участником в проекте «Большой балет», тогда мне было всего лишь 20 лет, я был самый младшенький в проекте. И потом конкурс за конкурсом, за 3 года – 15 международных, из которых 14 – лауреатство и из одного я вылетел. Это хорошая статистика, я считаю! (смеется). После чего моя карьера немного пошла в гору. В 22 или 23 года мне дали заслуженного артиста Республики Татарстан. Причем, это случилось почти в то же время, когда я получил перелом ноги. Вместо того, чтобы быть на сцене, ты сидишь 3-4 месяца и смотришь, как другие танцуют твои партии. Позже выходишь с боязнью на сцену. И думаешь – это единственное, что ты умеешь делать.

Было страшно, что к танцу сможете не вернуться?
– Было страшно, конечно. Но после этого я поменял свое мировоззрение, свой круг общения. Не скажу, конечно, что «балетный мир» супер жестокий – подстава за подставой, но он своеобразен, многих людей я вычеркнул из своей жизни. За то время, что я лежал с переломом, ко мне пришли только два человека из всей труппы, хотя я жил через дорогу. В этот момент произошла некая перезагрузка, появился какой-то стабилизатор в жизни, когда я понял, что нужно пересмотреть ценность театра. Раньше я жил только театром.

А сейчас?
– Сейчас это немного по-другому. Я понимаю, что театр – это не всё «твое». Театр – это временно. Я стал чаще видеть, как из театра «выкидывают» людей на улицу, после того, как они становятся старыми, ненужными. Что же делать артистам дальше – стало для меня важным вопросом. В такие моменты ты понимаешь, что нужно танцевать до определенного периода, потом ты должен делать что-то другое… И позже в моей жизни произошел поворотный момент - пришло смс-оповещение в ВК, что проводится кастинг на роль Рудольфа Нуреева. Я расценил это как спам и удалил сообщение. Через 2 недели со мной связывается подруга из Петербурга, говорит – «Спрашивают твой номер телефона, я могу дать?», я говорю – «Да, конечно, но зачем?» – и слышу в ответ, что проходит кастинг на ту самую роль. Все сразу стало ясно, это было серьезно! А я 2 недели потерял..

Тогда вам сказали, кто режиссер кинокартины?
– Я читал, что это Рейф Файнс. Имя было знакомое, но я не мог вспомнить – кто это. Только потом, заглянув в интернет, я понял – это же британский актер, игравший в «Списке Шиндлера», «Чтеце», «Гарри Поттере» и проч. 

Потом меня попросили прислать видеовизитку о себе, после чего ко мне приехали в Казань. Мы пообщались, засняли кое-какие видеоматериалы, как я читаю роль. Позже меня позвали в Петербург на screen-test, пройдя который я вошел в шестёрку лучших. Там были Серёжа Полунин, Артём Овчаренко и Игорь Цвирко из Большого театра, ещё парочка людей, которых я очень плохо знаю. Для меня это был опыт просто неимоверный! Ведь ты артист балета, ты не разговариваешь на сцене.
И каковы были ощущения в качестве актера? К тому же у вас не было опыта в съемках? Были ли страхи, что может не получиться?
– Нет, актерского опыта как такового не было. И, конечно, были страхи. Но вы знаете, я очень долго до этого увлекался психологией. Не то, что «увлекался» – почитал и бросил, а серьёзно - с 18 лет на протяжении 6 лет прямо читал и читал... Даже вел тренинги. Меня это очень сильно закалило и помогло справиться с переломом, с нагрузками в съемках. Это как, например, если бы я вас попросил сделать балетное па, но вам было бы немножко неловко и некомфортно, потому что это ново и вы побоитесь сделать его неуклюже. И чем больше я буду на вас давить, тем больше вы будете зажиматься. Это естественный процесс человека, когда он чего-то боится. Здесь всё то же самое. А передо мной уйма людей: продюсеры, режиссер, спонсоры. И все смотрят на меня. Естественно, ты боишься, боишься колоссально. Но ты не должен этого показывать! Как и на сцене, когда выходишь – у тебя мандраж, а потом поднимается занавес и ты будто уже ничего не боишься. В такие моменты нужно уметь сделать очень грамотную и очень красивую иллюзию. 

Как сошлись с режиссером?
– После этого я уехал к себе домой в Казань, и мне написала кастинг-директор Алла Юрьевна, что я вошел в тройку претендентов. Я был, конечно же, в шоке. Приезжаю в последний раз и вижусь с Рэйфом в Петербурге, где мы просто общаемся, находим точки соприкосновения друг с другом - сможем ли мы работать вместе или нет? Наверное, он так хотел. Пообщавшись, я полетел на гастроли в Голландию, которые проходят каждый год у нас с театром в декабре. И тут мне приходит сообщение от кастинг-директора с поздравлением, что я получил роль. Но говорит, – «Пока не радуйся, Рейф не написал, может это не точно!». Позже приходит вот такое (указывает на большое содержание) письмо от Рэйфа Файнса, о том, что он хочет видеть меня в главной роли. Я безумно счастлив, пребываю на седьмом небе, девушка моя тоже не верит. Как же так, парень из Казани утвержден на главную роль?! Всё-таки есть Петербург, Москва и другие города. Но я надеюсь, что я поднял сейчас Казань на другой уровень. 

И всё! После мы начали готовиться к роли! Это был тоже очень долгий процесс. У меня есть, так скажем, ассистент-менеджер Кира Борисовна. Она была мне и педагогом по английскому, и переводчиком, и моей феей, как я её называю. Эта женщина находилась со мной на протяжении всей работы над фильмом и до сих пор есть. Мы вместе провели почти 2 года, тесно сотрудничая бок о бок. Она взяла меня под свое крыло, как и Рэйф, который научил меня азам актерского мастерства и как нужно себя чувствовать на площадке с актерами. Я учил английский с нуля, актерское мастерство с нуля, корректировал русский, чтобы разговаривать чисто без украинского акцента. Вместе со всем этим я взрослел. Это было, своего рода, школой, когда тебя поместили в тяжёлые рамки. Это как оказаться в банке, которую не можешь расширить, при этом ты должен как-то шевелиться и сделать так, чтобы тебе было комфортно в ней.

А ваши отношения с Рэйфом были более приятельские или всё-таки сугубо деловыми?
– Не могу сказать, что это были какие-то приятельские отношения. Это мой кинопапа, как я его называю. Мы с ним виделись недавно в Лондоне, несмотря на его график. У него до конца года 4 новых фильма, а он все равно находит время и презентовать их, и ездить на премьеры «Белого ворона». Для меня он человек, с которого нужно брать пример. Да, у него нет семьи – это его выбор. Но то, как он планирует свое время, достойно похвалы и то, как он живет.

Что касается образа Рудольфа Нуреева, нашли ли его акценты, черты характера отображение в ваших партиях или это все осталось в рамках киноленты?
– У меня есть такой момент, когда я держу его при себе. Иногда приходится включать Рудольфа.

Это какой-то психологический ход?
– Нет, это черты его характера – наглость, неудержимость, жадность познавать все новое, которые я иногда включаю, и они мне помогают. Потому что зачастую встречаются люди, извиняюсь за выражение, тупые. Ты им говоришь одно, а они опять свое же. Второй раз им повторю – не понимают, и когда в третий раз ты с Рудольфом включаешься, до людей начинает доходить. Я сам по себе очень доброжелательный человек, но когда люди переходят рамки, неважно кто передо мной руководство или нет, в силу вступает Нуреев. 

И часто сейчас такое случается?
– Встречается человеческая наглость, она присуща каждому. Поэтому никогда не стоит забывать, что ты такой же человек, как и сосед перед тобой, и все! Никакая корона, нос - не помогут в жизни. Только адекватность, стремление совершенствовать самого себя и живи, радуйся жизни. Есть люди, которые хотят обсуждать чужие проблемы или зациклены на всем плохом. Не трогай их, пусть варятся в своем котелке. Если им нужно будет, они поменяются или жизнь заставит. Т.е. ты просто их не трогаешь, и они тебя тоже не трогают.

После выхода кинофильма как сильно поменялось отношение окружающих к вам? Возможно, предложений стало больше?
– О да, предложений стало больше! Вот, с Рэйфом, возможно, я буду снимать новый фильм, (тьфу-тьфу) пока не могу сказать что, но ждите (смеется)! Поэтому я стараюсь не покидать киноиндустрию, потому что мне это интересно. И спасибо большое Рэйфу, что он открыл меня всему миру. Я всегда буду благодарить за все. И после того как я окунулся в этот мир, в старый мир возвращаться не хочется!

По поводу отношения - у меня есть своя школа балета Ballet Room и фестиваль Stage Platforma о современном танце, и я сам мыслю, как руководитель. Я понимаю, что очень тяжело дирекции театра и театру принять то, что в тебе поменялось. Представьте, у вас был неплохой артист, которого в балете нет-нет, да знают. Потом о человеке узнает весь мир. А ты ведь хочешь общаться так же, это же придется себя заставлять меняться, понимаете, как это сложно принять человека другим? И окружающие люди тоже меняются, меняют мнение о тебе. И слава Богу, что так вышло. 

А вы суеверный/верующий?
– Я верю в Бога, хожу в церковь, но знаете, не так чтобы с головой в омут. В любом случае, вера должна быть. Мы все животные, что если не вера? Поэтому давайте не превращаться в них.

– Вопрос относительно театра и кино. Вы сказали, что у вас намечается новый кинопроект. Есть ли вероятность, что Олег Ивенко со временем уйдет из театра в кино? 
(задумчиво и глубоко вздыхает) Скажу вам так, если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах. Поэтому не буду ничего говорить, просто посмотрим, во что дальше это выльется. Меня очень радует то, как обстоят дела сейчас. Я также продолжаю учить английский. Зараза, правда, с трудом получается (смеется). Почему-то учить балет мне дается легко, а вот английский - немножко проблематично. Но нужно принимать свои слабости и работать над ними. Так что посмотрим, как дальше будет складываться – не буду смешить... (смеется)

Теперь давайте поговорим о ваших проектах. Вы упомянули школу Ballet Room, расскажите подробнее о ней. 
– Она возникла 3 года назад. Была идея приблизить женщин к танцу, не важно - балету или нет, которые могли бы в любой день, в любое время прийти в школу и позаниматься, соприкоснуться со своей детской мечтой. Ведь есть женщины, которые когда-то по причине появления ребенка, из-за финансового положения или еще чего-то не могли окунуться в это. И я подумал, почему бы не осуществить детскую мечту для взрослых. И, конечно же, профессионально готовить детей.

Почему возникла такая идея?
– Потому что надо делиться опытом, никогда не нужно жадничать. Чем больше жадничаешь, тем меньше получаешь. Это закон Вселенной, которого ты должен придерживаться. Поэтому я стараюсь отдавать. Иногда, конечно, во мне просыпается мой Лев по гороскопу и говорит - «Не надо!» (смеется). Но я его перебарываю.

Так же и со Stage Platforma. Я ее открыл год назад. У нас уже было два фестиваля. Это было создано для того, чтобы популяризировать современную хореографию в России. Например, в Казани у нас нет современной хореографии в театре, руководство не любит. Но сейчас оно дало мне шанс, и впервые фестиваль будет проводиться в театре. Это большая ответственность, большой проект. Он планируется проводиться в ноябре, мы будем делать современную хореографию вместе с приглашенными танцорами из Франции, Германии, Польши, России. 

Да, уже известно, что многие дали вам свое согласие на участие…
– Практически все дали свой ответ. 10-15 человек точно собраны, осталось купить транзитные билеты и дело за малым. Но всегда бывает форс-мажор, поэтому ты должен быть всегда готовым к тому, что тот или иной артист вдруг по каким-то обстоятельствам не сможет приехать.
Школа планируется развиваться только в Казани или есть вероятность, что однажды она откроется и в Уфе?
– Все может быть, но вопрос состоит в том, чтобы всё успеть! Не скажу, что мне катастрофически не хватает времени, но этого времени недостаточно! Я не могу распыляться только на одну школу. 30% своего времени я трачу на школу, все остальное занимают фестивали, театр, кино, личная жизнь, еще какие-то проекты, которые я пока не могу озвучить. Но над этим надо работать, куда ты вкладываешь свою энергию – то и растет, без энергии ничего не получится. Стараюсь школу поддерживать, но чтобы она расширялась, нужна команда побольше и финансовые затраты другие. Надо понимать – а правда ли я хочу расширяться? Но по поводу Уфы я подумаю (смеется), поговорю с директором – почему бы и нет! (смеется). Это было бы здорово! 

Вернемся к нашему герою – Нурееву. Ощущается ли особая атмосфера в этом театре? Ведь когда-то Рудольф делал первые шаги на пути к мировому признанию на этой сцене…
– Знаете, я всегда с собой вожу балетки Рудольфа Нуреева. Они всегда со мной – в кармане или в сумке – настоящие старые, потертые балетки. Это мой талисман, мне их подарили в Будапеште, когда он туда приезжал на гастроли. А чтобы ощутить самое главное, надо зайти в храм – на сцену, там ты уже чувствуешь энергетику. Я еще там не был (на сцене Башкирского театра оперы и балета – прим.ред.), поэтому я хочу пробраться туда и прочувствовать ее, завязать диалог, когда ты должен пообщаться с ней, спросить - «Как дела?». Это свои мантры и приколы артиста балета, так назовем, психически ненормальные (смеется) для обычного человека, но они есть у любого артиста. Кто-то, например, выходит перед выступлением из гримерки и больше в нее не заходит до конца спектакля или до антракта. Но, у каждого свое. 

Ваш своеобразный ритуал? Это единственное, что выполняется перед выходом на сцену?
– Это складывается из множества вещей, но со сценой ты поговорить должен в любом случае. Это, например, как с Вами я встретился и хочу поговорить. Здесь то же самое – я пришел на (сцену – прим. ред.) и я хочу с ней пообщаться, и затем рассказать свою историю зрителям, чтобы они насладились ей…

С 7 по 24 сентября в Уфе пройдет XXII фестиваль балетного искусства Рудольфа Нуреева. В рамках этого фестиваля, 15 сентября, зритель сможет снова насладиться танцем Олега Ивенко на Гала-концерте, посвященном творчеству и жизни Рудольфа Нуреева. Запасаемся терпением и ждем казанского премьера к нам в столицу! 
Партнеры