19 июня 2019 года

Всей семьей на балет? На балет билетов нет!

Эмилия Завричко
Молодежная газета

Премьера спектакля "Аленький цветочек" в Башкирском государственном театре оперы и балета состоялась два года назад, но он продолжает собирать аншлаги и на него до сих пор трудно купить билеты. Люди приходят на этот балет семьями, с совсем маленькими детьми и оставляют потом восторженные отзывы в социальных сетях. Почему уфимцы так полюбили эту постановку, которую смело можно назвать "семейной"? Попробуем разобраться.

Сразу оговорюсь, что объективной рецензии у меня не получится. Композитор "Аленького цветочка" Владимир Купцов был моим одноклассником и хорошим другом детства. После его переезда в Москву общались редко, но два года назад он написал, что приезжает в Уфу ставить балет, на премьеру которого он меня радушно пригласил. Но я тогда лежала в больнице, потом долго восстанавливалась и как-то все откладывала свой поход в Театр оперы и балета. Тем более, что больше люблю драматическое искусство. 

Но любопытство посмотреть спектакль, о котором слышала так много, все-таки взяло верх. 
Лето, суббота, пустой город - все в садах и на дачах. А в зрительном зале ни одного свободного места! Гаснет свет и открывается волшебный портал в детство, в сказку, в нереально прекрасный фантастический мир. Сценография - выше всяких похвал! Художник-постановщик заслуженный деятель искусств России Григорий Белов (Москва).
Анфилада боковых декораций похожа на яркий витраж, а грамотная подсветка усиливает разноцветье стеклянной красоты, где правят бал чистые оттенки синего - легендарного оперения неуловимой птицы счастья. В сказочном лесу этих "птиц цвета ультрамарин" великое множество, они венчают почти каждое дерево волшебной поляны, где растет скромный аленький цветочек, дарующий людям любовь и верность. Около него кружат невесомые бабочки... Контраст их золотисто-желтых костюмов с темным сине-бирюзовым фоном сам по себе вызывает визуальный восторг. А филигранная легкая хореография создает ощущение их невесомости: они не танцуют, а парят над сценой!
Хореограф-постановщик, народный артист России Андрей Петров (Москва) с достойной восхищения щедростью обогатил спектакль множеством женский партий, которых ох как не хватает в некоторых балетах! Характерные, полные сарказма и иронии роли двух старших дочерей купца, Настенька, Фея аленького цветочка, злая колдунья, феи цветов, бабочки, восточная красавица... А какие колоритные сцены мелькают перед зрителями - тут и пристань, и яркий восточный базар, и остров, и сад с дворцом, и горница...

Любуюсь маленькой хрупкой примой Гузель Сулеймановой (Настенька). В ее танце кроме безукоризненной техники есть душа, а это главное в балете.
Грациозная колдунья в черном ( Лилия Зайнигабдинова) - само воплощение вселенского зла. Сцена с переводом циферблата часов старшими сестрами Настеньки Марфой (Адель Филиппова) и Пелагеей (Софья Доброхвалова) - блистательная квинтэссенция слияния музыки и хореографии!
Порадовали восхитительные партии восточного базара, которые богатой фольклорной палитрой напомнили мне партии игрушек с рождественской ели в "Щелкунчике".
Рядом сидят две дошкольницы, не проронившие за весь спектакль ни слова. Глаза горят, они заворожены и полностью поглощены изумительным действом на сцене...
Искренне горжусь своим одноклассником, сочинившим такую легкую и чудесную музыку. Именно на таких спектаклях можно прививать детям любовь к элитарному виду искусства - балету. Знакомый сюжет, полностью читаемая и без краткого содержания программки хореография, шикарные декорации... Слышала критику "излишней красочности" сценографии и в корне с ней не согласна как человек с высшим художественным образованием. Чистая яркая палитра и выдержанная спектральная колористика противоположных холодных и теплых цветов создает полное погружение в сказку Аксакова, так же построенную на контрастах светлого и темного: противостоянии красоты и уродства, добра и зла...

Сказке "Аленький цветочек" в прошлом году исполнилось 160 лет. И Москва отметила этот юбилей премьерой балета той же постановочной группы в Государственном Кремлевском дворце. Балет "Аленький цветочек", впервые показанный в Уфе, теперь вошел и в репертуар театра "Кремлевского балета" и, кстати, и там проходит при постоянных аншлагах.
Планируете семейный культпоход? Сходите на балет "Аленький цветочек"!
А для объективной картины и оценки спектакля мы решили обратиться к профессионалам.


Леонора Куватова, 
главный балетмейстер Башкирского государственного театра оперы и балета, 
народная артистка России и Республики Башкортостан, 
лауреат Государственной премии им. С. Юлаева:

- История нашего театра начиналась в стенах Аксаковского народного дома более 80 лет назад. Глубокое уважение к знаменитому писателю, критику и нашему земляку Сергею Аксакову увековечено в монументе около театра со стороны ул. Пушкина. Удивительно, но при всей любви к творчеству Сергея Тимофеевича в репертуаре БГТОиБ не было постановок по его произведениям, а ведь у Аксакова есть замечательная сказка "Аленький цветочек", которая так и просится на балетную сцену! Видимо, вся причина была в том, что не было хорошей музыки этой темы. Идея поставить балет по этой сказке принадлежит нашему директору Ильмару Разиновичу Альмухаметову. 

Балетмейстером мы решили пригласить Андрея Петрова из Москвы, потому что у нас уже был счастливый опыт совместных работ, это талантливый, интересный, своеобразный, профессиональный хореограф. Но очень многое в балете зависит от музыки. И Андрей Борисович предложил нам пригласить композитора Владимира Купцова. В их замечательном творческом дуэте сложились все пазлы феерической постановки: родилась чудесная сказка, которую с удовольствием смотрят и дети, и взрослые. Неослабевающее внимание зрителей к красивой хореографии понятно и приятно, но особенность именно этого балета в том, что и все занятые в постановке артисты работали с огромным удовольствием, на подъеме, что не всегда бывает даже с классическими произведениями, давно идущими на всех мировых сценах. Плюс великолепная работа сценографов! Все сошлось в одной точке и получился шедевр. После премьеры прошло уже два года, а аншлаги именно на этом балете всегда! 

Гузель Сулейманова (Настенька),
заслуженная артистка России, народная артистка Башкортостана, лауреат международных конкурсов, лауреат Государственной премии им. Салавата Юлаева и Республиканской молодежной премии им. Ш. Бабича:

Думаю, что разделю мнение большинства своих коллег если скажу, что танцевать спектакль "Аленький цветочек" действительно приятно. Здесь играют роль несколько важных составляющих. В первую очередь это, конечно же, музыка, от которой мы все изначально двигаемся. Именно она задает эмоции, составляет базу и атмосферу всего спектакля. В этом балете музыка достаточно простая, но в самом хорошем значении этого слова - она танцевальная! Когда хореография легко ложится на мелодию и получается хороший симбиоз для восприятия. Здесь четко прослушивается лейтмотив каждого персонажа и благодаря этому легко входить в роль: сама музыка выдает тебе характер каждого героя, со всеми нюансами образа. Причем персонажей и партий в этом спектакле достаточно много и все они интересные, разноплановые, характерные. 

В "Аленьком цветочке" занята почти вся труппа, что весьма масштабно для детского спектакля. И еще это замечательная школа для нашей молодежи, своеобразный трамплин - попробовать себя в сольных партиях, где есть сложная техника и есть над чем поработать в актерском плане. В этом сезоне, например, в партии Чудища (заколдованного царевича) дебютировал Салават Булатов, который работает всего первый сезон. Я помогла ему с вводом в этот спектакль. У нас в балете есть такая хорошая практика - дебютантам стараются в пару ставить опытных партнеров. Главное же, что отличает "Аленький цветочек" от других спектаклей нашего репертуара - это его красочность. Потрясающие декорации, костюмы, интересная и качественная сценография, анимация... Детки от двух с половиной лет на одном дыхании смотрят этот спектакль! Моя дочка, которой тогда не было и трех, с удовольствием смотрела этот балет все два часа, бурно реагировала, не отвлекалась. И это, наверное, единственный балет в нашем театре, который могут осилить такие малыши. 

Партия Настеньки мне очень близка. Это нежность, чистота души, всеобъемлющая любовь, за которую она готова отчаянно бороться... Каждый спектакль у меня получается немного разный, я нахожу новые краски, оттенки, нюансы, за что бесконечно благодарна своему педагогу Галине Сабировой. Галина Георгиевна таким образом проводит наши репетиции, что работа над ролями даже вышедших премьер не прекращается. Это и есть творчество!