28 мая 2019 года

Солистка Олеся Мезенцева: "Каждый спектакль – это очень сложный "организм", и живет за счёт чёткой работы одной большой команды"

Оскар Мамлеев.
Молодежная газета

Совсем недавно в Башкирском государственном театре оперы и балета состоялась премьера постановки "Аттила " - одной из самых известных опер Джузеппе Верди, которая с успехом идет на театральных сценах мира с 1846 года. Постановка оперы стала режиссёрским дебютом народного артиста Башкортостана и Татарстана, дважды обладателя премии «Грэмми», лауреата Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» Ильдара Абдразакова. И сегодня в гостях у «МГ» солистка Башкирского государственного театра оперы и балета, лауреат международного и всероссийского конкурсов, обладательница феноменального сопрано и исполнительница роли Одабеллы в премьерном спектакле Олеся Мезенцева.

- Олеся, с нетерпением ждал встречи после премьеры «Аттилы». Я услышал вас впервые и, признаюсь, был покорён звучанием вашего голоса с первых нот. Вы исполнили партию Одабеллы – одну из сложнейших в оперном искусстве. С премьерой! Расскажите об опере, о работе над ролью...

- Благодарю вас. Опера «Аттила» является девятой оперой Верди. Друзья композитора считали её одной из лучших, а сам маэстро говорил, что «Аттила» не слабее предыдущих его сочинений. Интересно, что многие музыкальные и драматургические находки этого произведения Верди позднее воплотил в опере «Макбет»…

Наша работа началась практически за год до намеченной премьеры. Могу сказать, что в этой опере все ведущие партии являются сложными для исполнения. И считаю, что наши солисты достойно справились.
Работа была долгая, кропотливая, но приятная и интересная в содружестве с Артуром Каипкуловым – гордым и смелым Аттилой, Владимиром Орфеевым – женихом Одабеллы, борцом за свободу родной Италии, Владимиром Копытовым и Яном Лейше, исполившими партию полководца и дипломата Эцио, Сергеем Сидоровым, Айдаром Хайруллиным, выступившими в роли раба Аттилы - Ульдино, Салаватом Аскаровым, Айгизом Гизатуллиным и Артуром Хисамовым, исполнителями партии Папы Льва. И, конечно, моей коллегой-Одабеллой – Ларисой Ахметовой, которая на протяжении всей постановки поддерживала и подбадривала меня, делилась опытом. 

Незадолго до премьеры к нам приехала Мзия Георгиевна Бахтуридзе, известная пианистка, концертмейстер театра Ла Скала, которая помогала с произношением итальянского текста и рассказывала обо всех тонкостях исполнения наших партий.

Особые слова благодарности нашему главному дирижёру Артёму Валентиновичу Макарову, который, несмотря на огромную занятость, всегда находил время, чтобы позаниматься с нами.

- К сожалению, не имел возможности посетить премьерные спектакли с другими составами, но счастлив, что 4 мая услышал певицу с феноменальными «верхами». Один из бравировавших вам зрителей сравнил ваш голос со стихией наряду с ветром, силой воды, мощью грозы, теплом солнца… Кто те люди, которые помогли Олесе Мезенцевой вырасти в оперную певицу?

- В нашей большой семье не было ни одного музыканта. Однажды мой папа на вопрос, в кого, в таком случае, пошла я, сказал: «Как в кого? В меня! Я в армии радистом был, там слух нужен!» А если серьёзно, то в моей жизни есть два человека, которые «заразили» меня пением. Это мой первый педагог Елена Раисовна Павлова, к которой я попала ещё ребёнком, и институтский педагог, теперь уже друг, с которой мы неразлучны по сей день – Ирина Руфовна Котельникова, заслуженная артистка РФ, профессор, много лет являющаяся ведущей солисткой Пермского оперного театра, а сейчас заведующая кафедрой сольного пения.
Ирина Руфовна потрясающе красивая женщина и человек с большой буквы. Сколько бы лет назад ни выпустила она своих учеников, она всё время следит за всеми. Так и со мной.
Бывает, работаешь над партией и что-то не получается. В этих случаях я отправляю ей записи уроков или звоню, пою в трубку, и она корректирует, подсказывает. Когда еду в отпуск домой, в Пермь, обязательно хожу позаниматься, чтоб «причесать» голос. Дело в том, что мы слышим себя иначе, поэтому очень здорово, когда рядом есть человек, знающий твои сильные и слабые стороны, который поможет советом, поругает и похвалит, когда это нужно.

- Вас заметили и пригласили в постановку Ильдара Абдразакова, а это дорогого стоит. Прославленный певец впервые выступил в роли не только невероятно харизматичного исполнителя заглавной партии, но и как режиссёр-постановщик. Расскажите, как работалось с оперным титаном?

- Прежде всего хочу сказать, что свой режиссёрский труд Ильдар Амирович посвятил памяти своего знаменитого отца – актёра, сценариста и кинорежиссёра Амира Габдульмановича Абдразакова. Это многое значит.
С нами он работал как поющий режиссёр – с большим пониманием того, что удобно нам, прежде всего как певцам, а что нет. Именно благодаря этому все действия выстроены максимально комфортно.

Для меня работа с Ильдаром была очень полезна. Ильдар талантливый и грамотный певец, обладающий великолепным по силе и красоте голосом, огромными знаниями и опытом. Я внимательно наблюдала за его работой, брала себе на вооружение манеру поведения на сцене, подачу себя. Это уникальная возможность быть рядом и учиться у такого профессионала.

- Одабелла – мужественная и решительная дочь правителя Аквилеи, именно этими чертами покорила грозного и кровожадного Аттилу. Ваш папа подполковник. Явилось ли подспорьем в работе над ролью воспитание в семье военного?

- Это на работе папа – подполковник, а дома он очень мягкий, заботливый, любящий отец. Я росла скорее его принцессой… И даже сейчас, когда я взрослая и сама уже мама, папа относится ко мне, как к маленькой девочке, подсказывает, направляет, защищает - и это здорово!

- Когда вы там, на сцене – королева в шикарных платьях, а зал мощным посылом окутывает магия звучания нечеловеческого голоса, вы, певцы, в этот момент выглядите почти как божества. А зритель способен испытать состояние катарсиса. Откройте тайну: как вы это делаете?

- Спасибо вам. Со стороны певца это прежде всего многолетний труд – обучение, тренаж, опыт. Не последнюю роль играют харизма, актёрское и вокальное чутьё. А вообще, каждый спектакль – это очень сложный «организм». Так же, как любой живой организм существует благодаря слаженной работе всех органов и систем, так и спектакль живёт за счёт чёткой работы одной большой команды. В спектакле задействовано много сил. Это не только мы – солисты, но и дирижёры, оркестр, хор, балет, режиссёры, концертмейстеры, все цеха, которые создают костюмы, декорации… Это и осветители, реквизиторы, бутафоры, обувщики, монтажёры... Хочу отметить наших незаменимых «невидимых» помощниц – вместе с нами на протяжении всего спектакля замечательные костюмеры и гримёры. Наш директор, Ильмар Разинович Альмухаметов, очень любит театр и прикладывает все усилия, чтобы во всех цехах, как говорится, «всё было хорошо». При такой мощной поддержке возможен и эффект, о котором вы говорите.

- Очень хотелось бы услышать вас в «Орлеанской деве», «Аиде»… А о каких ролях вы мечтаете?

- Аида...замечательная партия. Надеюсь, я её обязательно спою! Мне было бы очень интересно поработать над такими партиями, как Манон (Пуччини), Тоска, Лиза из «Пиковой дамы», Леонора из «Трубадура», Елизавета из «Дона Карлоса».

- В каких других спектаклях Башкирского оперного можно вас услышать?

- В нашем театре я исполняю партии Ярославны в «Князе Игоре», Купавы в «Снегурочке», Иоланты в одноимённой опере, Микаэлы в «Кармен», Домны Сабуровой в «Царской невесте», Джиованны в «Риголетто», Ангела в «Орлеанской деве».

- Обязательно приду, теперь я ваш поклонник! Ваш чудный голос покорил моё сердце. Судьба Одабеллы в итоге складывается счастливо – убив Аттилу, она ведь остаётся с возлюбленным Форесто? А что в жизни? Свободно ли сердце красавицы?

- Да, Форесто присутствует при смерти Аттилы, он рядом с Одабеллой. Но всё так же ли влюблена в него Одабелла – это ещё вопрос. Сюжет нашей постановки уберегает финал от слащавости, и у зрителя есть возможность домыслить, а что же было дальше? На самом деле Одабелла не могла не восхититься силой и мужественностью Аттилы, она увидела в нём настоящего мужчину. Форесто более сомневающийся персонаж. Убивая Аттилу, Одабелла прежде всего думает об отомщенном отце и родной Италии. Полагаю, будущее моей героини ясно и открыто перед ней – и счастье впереди. Как и моё личное.