7 мая 2019 года

Ильдар Абдразаков стал режиссером

Софья Сажнева
Metro

Оперный певец выступил в Уфе 

29 апреля в Лондоне состоялась церемония награждения International Opera Awards. Среди претендентов на получение "оперного Оскара" - певец Ильдар Абдразаков, он может победить в номинации Reader’s Awards. 

Впрочем, титулованный артист: дважды обладатель премий Грэмми, Casta Diva, Bravo и недавней награды – премии ассоциации критиков Франко Аббьяти уже не ограничивается одним лишь исполнением: недавно он попробовал себя в новой роли, поставив оперу "Аттила" Джузеппе Верди. Спектакль он посвятил своему отцу, Амиру Абдразакову, который в этом году мог бы отметить 85-летний юбилей. 

Премьера режиссерского дебюта Ильдара Абдразакова прошла 27 апреля в Башкирском Государственном театре оперы и балета. Уфимцы смогут оценить постановку еще 4 и 5 мая. А смотреть там есть на что: это самая масштабная постановка в истории театра.  

Опера в трех действиях с прологом рассказывает историю завоеваний и любви великого вождя гуннов Аттилы, жившего в V веке. Сюжет динамичен и актуален во все времена, поэтому многие влюбляются в оперу именно с этого произведения: она живая, яркая, чувственная. В частности, именно благодаря ей в этот жанр пришел сам Ильдар Абдразаков. 

- Моя любовь к опере началась именно с "Аттилы", - рассказал Metro Ильдар Абдразаков. - Когда я еще учился в уфимском Институте искусств, я увидел запись "Атиллы" из Ла Скала, где заглавную партию пел Самюэль Реми, а за дирижёрским пультом был Маэстро Риккардо Мути. Спустя несколько лет я выиграл престижный конкурс в Италии, где вместе со мной участвовало порядка 700 человек. Сразу после победы мне предложили контракт в Ла Скала. Каково было моё счастье, когда меня ввели на партию Аттилы в ту самую постановку, которую я когда - то смотрел заворожённый юным парнем. С тех пор Аттила всегда рядом. 

Абдразакову принадлежит рекорд по количеству воплощений Аттилы. В частности, в этом образе он выходил на сцены Ла Скалы и Метрополитен-оперы, а в 2010 году с его участием прошла первая в России постановка “Аттилы” в Мариинском театре. Узнав столько режиссерских прочтений произведения, он и решил предложить свое. 

- Захотелось для родной публики сделать свою интерпретацию, - отмечает Абдразаков. - Тем более, башкиры – это кочевники. Племя башкир в какой-то момент даже примкнуло к племени Аттилы, и они вместе дошли до Милана. Когда я осознал все исторические параллели, в этот момент я окончательно понял, что "Аттилу" хочу поставить в своем родном театре.

В видении артиста опера получилась очень яркой. Голоса Аттилы (Ильдар Абдразаков), Одабеллы (Лариса Ахметова), Форесто (Евгений Акимов) и Эцио (Василий Ладюк) заставляют буквально с головой погрузиться в произведение и достоверно передают весь драматизм происходящего. Во многом в этом им помогает оркестр под руководством Артёма Макарова: с самого начала дирижер смог задать агрессивный, воинствующий темп и продержать его до конца. 

Отдельной похвалы заслуживает художественное оформление спектакля, за который отвечает сценограф и художник по костюмам Иван Складчиков. Ему удалось воссоздать историческую эпоху не только за счет декораций, но и костюмов. Их, кстати, порядка 400 и они расписывались мастерами театра вручную. Так, для их пошива использовали 1 км льна, а для отделки – более 3 тыс страз. 

Что касается режиссуры, Абдразаков показал себя как человек, внимательный к деталям. Чего только стоит финальная сцена оперы, в которой Аттилу убивает его возлюбленная, Одабелла: такого вдумчивого разбора момента зрители точно ни у кого еще не видели.