5 мая 2019 года

В Уфе отметили 85-летие со дня рождения «башкирского Бондарчука» Абдразакова


СобКор02.ru

На этой неделе в Уфе состоялись памятные вечера в честь основателя киностудии «Башкортостан» Амира Абдразакова, которому исполнилось бы 85 лет. Автора художественных и документальных картин в республике называли "наш Бондарчук". В мероприятиях в честь выдающегося деятеля культуры Башкортостана приняли участие его знаменитые сыновья - всемирно известные оперные басы Аскар и Ильдар Абдразаковы.

В последние апрельские дни в башкирской столице вспоминали Амира Абдразакова, стоящего у истоков национального телевидения и кино. В этом году Амиру Габдульмановичу исполнилось бы 85 лет. К памятной дате была приурочена целая серия культурных мероприятий - фотовыставка, ретроспективный показ фильмов, снятых режиссером, концерт, организованный его сыновьями - Аскаром и Ильдаром Абдразаковыми на сцене Башкирского театра оперы и балета. Кроме того, состоявшаяся в эти же дни премьера оперы Джузеппе Верди "Аттила" - режиссерский дебют Ильдара - также была посвящена Амиру Абдразакову - его имя значится на всех афишах, буклетах и билбордах.  

В фойе кинотеатра "Родина", где проходил вечер памяти режиссера, открылась фотовыставка редких снимков из личного архива семьи Абдразаковых и архивов ГТРК "Башкортостан". Ретроспективный показ, который открыли сыновья режиссера, собрал столько зрителей, что многим даже не хватило места в зале - пришли и те, кто лично знал режиссера, его коллеги, студенты Академии искусств.

- Спасибо большое всем, кто помнит и любит нашего отца, - поблагодарил Аскар Абдразаков. - Для нас это огромная честь, для нашей семьи.

- Очень приятно видеть папиных друзей, друзей нашей семьи, наших знакомых, соседей -спасибо, что вы все пришли. Папа был патриотом Башкирии, башкирского народа - и в нас с Аскаром вселил этот патриотизм, - отметил Ильдар Абдразаков. - Куда бы мы ни ездили, где бы мы ни выступали, всегда говорим, что мы башкиры, из Башкортостана, с Уральских гор - и это дает нам больше силы и уверенности выступать и покорять разные сцены мира.

Чтобы подчеркнуть патриотизм отца, Ильдар Амирович рассказал характерную историю.

- Из Америки я привез ему спортивный костюм с надписью USA, а когда он меня в следующий раз встречал в аэропорту, на этом костюме уже было написано UFA. Понимаете, насколько он был патриотом.

Хотя на родину предков будущий основатель киностудии "Башкортостан" приехал уже будучи взрослым - родился и юношеские годы провел в селе Каипкулово Александровского района Оренбургской области. В 2014 году Ильдар Абдразаков вместе со своим постоянным аккомпаниатором, пианисткой миланского театра Ла Скала Мзией Бахтуридзе, побывал на родине отца - приехал артист не с пустыми руками - он подарил Дому культуры районного центра Александровка, что недалеко от села Каипкулово, шикарный концертный рояль Yamaha.

Старожилы Александровки и Каипкулово помнят не только Амира Абдразакова, но и его отца - Габдульмана, прекрасно исполнявшего башкирские протяжные песни - озон-кюй, от которого сын унаследовал певческий талант и любовь к народной музыке. Но решающую роль в судьбе деревенского парня сыграло "важнейшее из искусств" - кино. Когда в село приезжала киномашина, мальчишка не отходил от механика - киноаппарат казался ему какой-то волшебной машиной. И если удавалось чем-то помочь - покрутить динамо, перетащить бабины, юный Амир был просто счастлив, ведь за это он мог посмотреть фильм. Несколько раз парнишка даже ездил с киношниками по соседним селам, а когда подрос, решил "учиться на артиста". Стоит отметить, что юный Амир обладал великолепными данными - рослый, статный, темноволосый, но с нетипичными для представителя башкирской нации ярко-голубыми глазами - он, казалось, был создан для сцены. Тем более что деревенский парень был на редкость музыкальным - прекрасно пел, мог сыграть на курае, мандолине, гармони и даже скрипке - и нередко радовал односельчан импровизированными концертами.

«Он стал бы большим артистом, но мечтал о кино»

Конечно, терзаний по поводу выбора будущей профессии Амир не испытывал, да и проблем с поступлением в один из главных театральных вузов страны - ГИТИС - не было: в советское время там целенаправленно готовили "национальные кадры". Существовало даже целое башкирское отделение.

- Помню первую встречу с нашей группой. Амира невозможно было не заметить: он был выше всех на целую голову, был необыкновенно красив, обладал сильным голосом. Одет по тогдашней моде - в косоворотку и костюм, брюки заправлены в сапоги. В руках у него, помню, был самодельный фанерный чемодан, - вспоминала однокурсница Абдразакова по ГИТИСУ, народная артистка СССР Гюлли Мубарякова. - С первого взгляда Амир казался немного грубоватым, но по своей природе был очень мягким, чистым и по-деревенски наивным. Он сразу привлек к себе внимание и студентов, и преподавателей своей увлеченностью, придумывал интересные этюды во время занятий. Когда вернулись в Уфу, начинали вместе в театре. Он, несомненно, стал бы хорошим актером, по-настоящему большим артистом. Но, оказалось, что за его добродушным обликом скрывалась такая серьезная мечта. Мечта о своих фильмах, башкирском кино.

Проработав три года в Башкирском театре драмы, Амир Абдразаков ушел работать на телевидение, которое появилось как раз в год его выпуска из ГИТИСА. Начинал как диктор, но его всегда тянуло оказаться по другую сторону камеры, и он постепенно реализовывал свои мечты - прошел весь путь - от ассистента режиссера до главного режиссера студии телевидения.

- Появление Абдразакова на телевидении для меня было странно, потому что я любил смотреть его на сцене. Он заполнял ее собой, был необыкновенно хорош, артистичен, обладал хорошей мимикой - у него были такие удивленно-распахнутые глаза, - вспоминает оператор Башкирского телевидения Ринат Амирханов, которому довелось работать с Абдразаковым над документальными фильмами. - Думаю, он мог бы сделать прекрасную артистическую карьеру. Потерял ли что-то театр с его уходом? Не знаю, но что телевидение выиграло - это бесспорно. Всех нас - тех, кто начинал делать телевидение, объединяла огромная увлеченность этим совершенно новом не только для нашей республики, но и для всего СССР...

- Амир-агай - именно так, по-свойски называли мы его - из того поколения "могикан", которые мыслили о телевидении именно как об искусстве. Искусстве больших театральных постановок, художественных фильмов, музыкально-постановочных представлений, сюжетных фильмов-концертов, - отметила известная тележурналистка Миляуша Идрисова, выступившая в качестве режиссера юбилейного концерта в честь Амира Абдразакова. - И, в отличие от сегодняшнего ТВ, ориентированного, в основном, на оперативную информативность, его устремления, в первую очередь, были направлены на художественное восприятие... Несмотря на существование в то время в Гостелерадиокомпании редакции "Кино", фильмы снимались редко и тем больше ценность каждой его работы. Десятки телевизионных фильмов режиссера хранятся в золотом фонде ГТРК "Башкортостан". А сколько было сделано телепередач, очерков, праздничных огоньков, трансляций с мест событий! Если учесть, что в те годы телевидение работало преимущественно в прямом эфире, то вырисовываются поистине грандиозные масштабы профессиональной деятельности режиссера.

«Амир прожил последние годы благодаря сыновьям»

Амир Абдразаков снял около семидесяти телевизионных фильмов разных жанров, в том числе многосерийные телевизионные фильмы-эпопеи "Золото собирается крупицами", "Кинзя", документальные картины о выдающихся башкирах - "Акмулла", "Ишмулла", "Ахмет-Заки Валиди Тоган", "Загир Исмагилов", "Несломленный дух" о Салавате Юлаеве, за который он был удостоен Государственной премии РБ имени народного героя башкирского народа. Особое место занимали в его творческом багаже музыкальные фильмы, многие из которых предвосхитили современные клипы. В 1969-м вышел фильм-концерт "Песни моего народа" - сборник киноновелл, в которых оживают герои старинных башкирским песен. Из сотен шедевров башкирского народного творчества режиссер отобрал шесть и одна из них - "Ашкадар" - прозвучала на юбилейном концерте в Башкирском театре оперы и балета - ее исполнила "золотое сопрано" Башкирии Диляра Идрисова. В программе была еще одна песня из фильма - " Бейеш", которой Ильдар Абдразаков должен был закрывать первое отделение, но она почему-то не прозвучала - услышать как звучит лучший баса мира на башкирском зрителям в этот вечер не удалось.  Зато его старший брат спел на родном языке сразу несколько песен, в том числе "Уралым", "Ирендык", которые так любил его отец. Ильдар проникновенно исполнил романс Антона Рубинштейна "Клубится волною" с его знаменитыми строками: "О, если б во веки так было!", закончив который ему пришлось смахивать подступившие слезы. Очень тронул зрителей и романс Нура Даутова "Провожаю к тебе диких гусей", который исполнил народный артист Башкирии и Татарии Идрис Газиев - у многих зрителей на глазах заблестели слезы, не говоря уже о членах семьи Абдразаковых - в театре был вдова режиссера Таскира, его сестры, невестки - Наталья и Марика, с которыми ему так и суждено было познакомиться и узнать о том, что род Абдразаковых пополнился еще тремя внучками, младшая из которых Александра, дочка Ильдара, удивительно похожа на своего деда. Знаменитый номер "Семь девушек" исполнили артисты Государственного ансамбля танца им. Гаскарова - об этом коллективе режиссер тоже снял фильм "Крылья души". В заключении концерта прозвучал романс "Гори, гори, моя звезда" и на экране замелькали кадры документальной семейной хроники - маленький Ильдар за пианино, юный Аскар, молодая Таскира. Ожил на экране и сам герой вечера - концерт сопровождался не только фрагментами из картин режиссера, но и домашним видео. Сходство молодого Амира и его младшего сына было настолько очевидным, что их легко можно было бы принять одного за другого.

- У Амира Габдульмановича была очень тесная связь с сыновьями, - вспоминает педагог артистов Миляуша Муртазина, которая тоже была на концерте. - Отец старался снимать на камеру каждое их выступление, ездил, насколько это было возможно, за границу, чтобы запечатлеть спектакли, концерты с участием сыновей... Между ними были необыкновенно теплые, нежные, трепетные отношения, и было трогательно ощущать это духовное родство. Думаю, что Амир прожил последние годы благодаря своим сыновьям. Получилось так, что мы оказались в одной больнице, и я видела, что он в очень тяжелом состоянии. Какое-то время он был очень плох, прикован к коляске. А потом буквально случилось чудо: он встал. Это случилось благодаря помощи сыновей, их моральной и материальной поддержке. Они постоянно звонили из любой точки мира, говорили с ним, подбадривали, старались чаще приезжать, доставали дефицитные лекарства. Сыновья сделали все, чтобы продлить отцу жизнь. Он мечтал снять фильм "Сыновья - мои крылья", но, к сожалению, так и не успел.

Последней работой Амира Абдразакова стал фильм "Наша Зайнаб" о народной артистке Башкирии Зайнаб Биишевой, премьера которого прошла в феврале 2008 года, за несколько недель до смерти режиссера.