Ильдар Абдразаков поставит в Уфе оперу «Аттила»

16 апреля 2019 года
Наиля Валиева
Cамый востребованный в Европе и Америке российский оперный певец со времен Шаляпина Ильдар Абдразаков готовится к режиссерскому дебюту – в апреле на сцене Театра оперы и балета состоится премьера поставленной им оперы «Аттила».

Почему именно «Аттила»?
С этой постановкой связана моя любовь к самой опере. На самом деле, когда я впервые пришел в оперный театр – это был спектакль «Царская невеста», я кое-как высидел первый акт, а после второго ушел и сказал, что больше в оперу вообще не приду. Мне, двенадцатилетнему, было скучно – слов не разобрать, старые костюмы, тяжелая классическая постановка. В общем, я сбежал.
А спустя несколько лет увидел оперу «Аттила» в записи. Тогда я уже учился на вокальном отделении института искусств – поступил туда, чтобы быть певцом, причем не оперным, а эстрадным, вроде Иосифа Кобзона или Муслима Магомаева. Но эта опера меня поразила: благодаря ей я увидел, какой это интересный жанр. Он меня так увлек, что я пришел к своему педагогу Миляуше Гареевне Муртазиной и попросил ее дать мне выучить арию Аттилы. Естественно, будучи совсем молодым, я не мог ее исполнять, зато стал пробовать петь другие арии Верди – например, арию графа де Сильвы из оперы «Эрнани», и они зазвучали у меня внутри. Так благодаря той самой записи «Аттилы» я полюбил оперу.

Партию короля гуннов вы все-таки исполнили. И не раз.
Роль в «Аттиле» вообще стала одной из самых частых в моей карьере: я участвовал в семи или восьми разных постановках этой оперы по всему миру – в миланской Ла Скала, нью-йоркской Метрополитен-опера, петербургском Мариинском театре.
Самое интересное, что в той самой, покорившей меня записи Аттилу исполнял знаменитый американский бас Самюэль Рэми, а спустя тринадцать лет мне посчастливилось самому спеть эту партию на одной сцене с ним. Я смотрю направо – стоит Самюэль Рэми, прямо – Риккардо Мути (итальянский дирижер, художественный руководитель театра Ла Скала с 1986 по 2005 год – прим. ред.). Для меня это было что-то сумасшедшее, сказка.

Как вообще появилась идея поставить эту оперу в Уфе?
Это очень интересная опера, которая при этом редко ставится в театрах, плюс в основе сюжета – история кочевников, которая, как мне кажется, близка нашему народу. И мне захотелось поставить ее в моем родном театре, на сцене которого я сам когда-то начинал. Я начал задумываться об этом несколько лет назад, и постепенно мысль начала обретать форму: мы с моим другом Иваном Складчиковым (художник-постановщик спектакля – прим. ред.) расписали все мизансцены будущей постановки, подготовили эскизы декораций, костюмов. Приехали в Уфу, показали эти наработки руководству республики, и нам дали положительный ответ.

Кто вместе с вами работает над спектаклем?
В одном из премьерных представлений на сцену выйдет мой старший брат Аскар Абдразаков. Роль Аттилы будет исполнять ведущий солист башкирской оперы Артур Каипкулов. Также в постановке участвуют Владимир Копытов и Лариса Ахметова, с которыми мы когда-то вместе учились в Институте искусств. Специально для того, чтобы заниматься с уфимскими артистами и помочь поставить им произношение, интонацию и правильное ударение – опера исполняется на языке оригинала, итальянском – в Уфу приехала мой концертмейстер из Ла Скала Мзия Бахтуридзе, которая тридцать лет проработала в миланской опере. Вообще, эта постановка позволяет не только порадовать уфимских зрителей и подарить театру новый спектакль, но и дает отличную возможность обмена опытом для самих певцов. «Аттила» идет и в Мариинском, и в театрах других стран, поэтому появление этой оперы в репертуаре нашего театра – хороший повод пригласить в Уфу моих друзей из Санкт-Петербурга, Италии, Испании, Германии. Возможно, кто-то из них сможет в течение года приехать на наш фестиваль или на какой-то отдельный спектакль и спеть на уфимской сцене.

Ваш многократный опыт исполнения этой роли помогает в режиссерской работе?
Безусловно. Будучи сам певцом, солистом, я знаю, как объяснить и показать какие-то моменты артистам, знаю, как удобнее было бы певцу находиться на сцене. Плюс я вырос в семье режиссера (отец Ильдара – Амир Абразаков, создатель и первый директор киностудии «Башкортостан» – прим. ред.) и с самого детства часто бывал на съемочных площадках с отцом, видел, как он работает с актерами, показывает им, что нужно делать в кадре. «Аттила» – моя первая работа в качестве режиссера, но я долго к ней готовился. Я профессионально выступаю на сцене уже более двадцати лет, и за это время мне удалось поработать со множеством режиссеров по всему миру – весь этот накопленный опыт я постараюсь реализовать на сцене Башкирского театра оперы и балета.


Партнеры