29 декабря 2018 года

«Аттила»: акт первый

Илюзя Капкаева
Газета "Вечерняя Уфа"

Это всегда большой вопрос: что, собственно, ждать от режиссерского решения? Совпадет ли твое видение с тем, что взял за основу постановщик, как он чувствует замысел автора и совпадает ли это с пониманием канонического текста самим зрителем или слушателем…
В этом смысле концертное исполнение оперы Джузеппе Верди «Аттила», состоявшееся в БГТОиБ 23 декабря, идеально отвечает на все затронутые выше вопросы. Потому как режиссером становится сама музыка, именно она диктует условия игры и характер каждого персонажа, а уж степень проживания и нюансы, с этим связанные, безусловно, зависят от самого «текста» и, конечно, музыкального руководителя, в данном случае – от главного дирижера Башкирского государственного театра оперы и балета Артема Макарова, заслуженного артиста РБ, лауреата Национальной театральной премии «Золотая Маска». Потому как в концертной версии читается мощнейшая работа постановочной группы, в частности Артема Валентиновича, который вел за собой не только оркестр, но и солистов, хор; а также работа главного хормейстера БГТОиБ, лауреата международных конкурсов Александра Алексеева, сумевшего заставить хор оперного наконец зазвучать деликатно и, пожалуй, осмысленно, внушив ему, что громко (а тем более очень громко) – это не есть хорошо. Сила в другом. В ощущении подлинного ансамбля. Тем более в таком произведении, как «Аттила», в коем хор, безусловно, является одним из главных действующих лиц. 
Ни для кого не секрет, что эта премьера является своего рода прологом к премьере апрельской, когда на сцене БГТОиБ пройдет собственно спектакль – многофигурная, как я понимаю, композиция, в работе над которой будет занята большая творческая команда. И возглавит ее главный «гунн» нашей страны и кумир итальянской публики Ильдар Абдразаков, столько раз уже исполнивший партию Аттилы в разных театрах мира, что, видимо, посчитал себя созревшим для воплощения собственной режиссерской версии на родной сцене, в Башкортостане. Что ж, я пожелаю Ильдару Амировичу успеха в новом для него деле и буду ждать премьеры.
В завершение же не могу не отметить новую высоту набирающегося опыта и сил Артура Каипкулова (Аттила) и добавить, что все происходившее 23 декабря на сцене оперного было весьма достойно и позволяет мне сказать: в Год Театра БГТОиБ вступает с четким пониманием того, что делает, завершая 2018-й, образно говоря, на самой высокой ноте.