15 ноября 2018 года

В Театре оперы и балета прошел гала-концерт, посвященный юбилею Леоноры Куватовой

Саша Белова
Газета "Уфимские ведомости"

«Жизнь – Балет – Любовь» - название вечера лучше всего отражает три ипостаси, которые определяли  творческую деятельность народной артистки России и Башкортостана.

Балерина – профессия штучная, и только тот, кто идет этой дорогой, знает: чтобы добиться успеха, одних физических данных, которыми тебя наградила природа, недостаточно, к ним надо приложить упорство, трудолюбие, ответственность. Нельзя сказать, что эти качества передались юной Леоноре по наследству, но в их формировании родители сыграли главную роль.

У ее отца, Сафыя Султанмуратовича, родившегося в самый разгар Гражданской войны, не было даже обуви: мальчишки постарше возили его в другую деревню на санках, когда он пошел в первый класс. Потом мальчик попал в детский дом, но благодаря своим способностям и отличной учебе добился направления в пединститут. В 39-м его командировали в Маньчжурию, где учился китайскому и английскому, стал переводчиком. Когда они встретились с Ямилей Калимуллиной – будущей женой, она училась на медсестру. Великую Отечественную прошла от начала до конца. Семьей влюбленные стали в 1947 году – за это время их чувства только укрепились. (Поэтому номер «Письмо с фронта» на музыку Нура Даутова в постановке Саръяна Сулейманова, специально поставленный к юбилейному концерту, об истории любви ее папы и мамы, которых ей сегодня так не хватает.)

Вот у таких закаленных жизнью, сильных духом родителей и появилась на свет будущая народная артистка. Когда в третьем классе в школе №11 проходил отбор в Ленинградское хореографическое училище, Леонора была уже внутренне готова стать его студенткой. Ее двоюродная сестра Венера Галимова как раз вернулась оттуда, получив диплом артистки балета. К тому же в одном доме с Куватовыми жили и две примы: Гузель Сулейманова и Зайтуна Насретдинова.

Годы учебы в знаменитой Вагановке она вспоминает с теплом и благодарностью. Училась у Ирины Александровны Трофимовой и Александра Ивановича Пушкина. Будучи ученицей выпускного класса, станцевала на сцене театра им. С.М. Кирова главную партию в балете Чайковского «Щелкунчик» с Михаилом Барышниковым. В 1967 году была принята в БГТОиБ. Блестящие профессиональные и сценические данные, трудолюбие и высокое мастерство позволили ей за короткий срок выдвинуться на ведущее положение в труппе. Самая первая партия в балете Наримана Сабитова «Люблю тебя, жизнь». Потом она танцевала в балетах «Жизель», «Журавлиная песнь», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и многих других классических постановках. В составе концертных групп «Звезды России» объездила весь мир: Италию, Францию, Испанию, Мексику, США, Японию, Германию. Выступала на одной сцене с народной артисткой СССР Ириной Колпаковой, Надеждой Павловой, Юрием Бурлакой – впоследствии художественным руководителем Большого театра. И здесь на ее долю выпал не меньший успех, чем у ее именитых коллег. 

Сегодня Леонора Куватова – главный балетмейстер театра оперы и балета, эту эстафету она приняла от своего мужа и соратника – замечательного педагога и хореографа Шамиля Терегулова, сделавшего очень много для становления башкирского балета. Именно он стал инициатором сотрудничества с великим Юрием Григоровичем. Семь постановок хореографа современности на сцене БКТОиБ состоялись во многом благодаря их творческому союзу.

В 1994 году Леонора Сафыевна была назначена на должность художественного руководителя Уфимского хореографического училища, где еще будучи примой передавала свой бесценный опыт, учила ребят по методике, разработанной Агриппиной Вагановой. Всегда помнила наказ своих педагогов: «Главное – не потеряй школу. Помни то, что здесь получила». Ее ученики составили славу не только башкирского балета, они танцевали на лучших сценах страны. Наталья Сологуб – ведущая солистка Мариинского театра, Вероника Землякова – прима Самарского академического театра. Народная артистка Башкортостана Гульсина Мавлюкасова – одна из первых ее выпускниц, носит титул «Принцесса русского балета».

Талантливая, эмоциональная, искренняя, неутомимая, совмещающая работу в театре и колледже, радеющая за будущее труппы - это штрихи к портрету одной из лучших балерин своего поколения Леоноры Куватовой.