14 сентября 2018 года

Восточная мудрость «Аркаима»

Светлана Платонова
Газета "Вечерняя Уфа"

Отрадно, что Башкирский государственный театр оперы и балета выдвинул творческую команду постановщиков балета «Аркаим» - композитора Лейлу Исмагилову и хореографа Андрея Петрова - на соискание Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева. Спектакль с успехом идет уже продолжительное время. За эти годы фрагменты из балета прозвучали на съезде Союза композиторов России в Москве, в Государственном концертном зале имени П.И.Чайковского. Балетом, который носит название древнего городища, открылся VII Международный театральный фестиваль имени Федора Волкова в Ярославле, успешно зарекомендовавший себя в музыкальном и театральном пространстве. Это свидетельствует о том, что творение авторов из Башкортостана интересно и за пределами нашей республики.

Лейла Исмагилова – композитор, чья профессиональная оснащенность обеспечена московской школой. Композиторская техника Лейлы Загировны включает весь арсенал необходимых средств. Она, как и её отец – Загир Гарипович Исмагилов, умеет найти тему для сочинения. Аркаим – явление, бередящее сознание вот уже несколько десятилетий. И сегодня интерес к нему не иссякает. Люди устремляются к месту раскопок так называемого круглого города. Многим хочется «подпитаться» его силой, они встречают там восход солнца. Лейла же Загировна «перевела» полученные на Аркаиме импульсы на язык музыки. 
Андрей Петров – воспитанник московской школы и художественный руководитель театра «Кремлевский балет», чьи творческие принципы взаимодействуют с лучшими традициями классического балета. Это известный хореограф, постановки которого вошли в репертуарные афиши столичных театров России (Москва, Челябинск, Воронеж, Казань, Уфа), Болгарии, Греции и Таиланда.
Либретто балета, историю всеуничтожающей войны, любви и возрождения человечества, основанную на изучении исторических источников, сочинил московский театровед Ярослав Седов, и они в хореографических решениях, исполненных национального колорита, обрели масштаб символа. Все образы характерны для восточной ментальности – это небо и звёзды, свет и тьма, огонь, земля и вода, ветер, люди-птицы, всадники, воины, шаманы, которые имеют свои лейттемы как в музыке, так и в хореографии. Здесь нет прямого цитирования башкирских народных мелодий, но они проглядывают сквозь ритмические фигуры, подходящие и для жанровых сцен, и для бешеных скачек, и для кровавых баталий. Для демонстрации территориального обозначения, а этот памятник истории расположен на границе Челябинской области и Башкортостана, композитор включила в музыкальную партитуру звучание аутентичных народных инструментов – курая, кубыза. И мы слышим звуки птичьего пения, шумовые эффекты, имитирующие завывание ветра, цокот копыт, даже удары капель падающей воды, отсчитывающих неотвратимый ход времени…
Художественное пространство «Аркаима» вбирает и человеческий голос – это, собственно, один из главных персонажей балета. В начале второго действия мужской хор, размещённый на балконе, скандирует сухие чеканные фразы (на сцене в данный момент под скрежет мечей воинствующее племя готовится к битве), вступает он и в заключительном апофеозе, восславляющем победу добра над злом: человечество возродилось, жизнь взяла верх над смертью.
Поражает сольный вокал богини Хумай – покровительницы влюбленных, даровавшей уже практически уничтоженному народу путь возрождения, который слышится в последующей кульминации. В этом отрывке воспроизводится подлинная музыкальная традиция, где сквозь призму дуэта курая и сопрано композитор словно обнажает сложные, противоречивые чувства главного героя. 
Новизна темы, фантастическая загадочность Аркаима побудили авторов обратиться к специалистам, общаться с учёными. С их помощью для персонажей были найдены имена, а музыке и хореографии придана большая достоверность, что по сути – ближе исторической правде происхождения одной из мировых цивилизаций. 
Роль произведения «Аркаим» в развитии национального башкирского балета определяется и заявленной значительной темой, и убедительным качеством воплощения. 
Балет Лейлы Исмагиловой и Андрея Петрова нашел активную поддержку и заинтересованное участие руководства республики, дирекции Башкирского государственного театра оперы и балета. Его премьера состоялась в дни празднования 250-летия со дня рождения национального героя башкирского народа Салавата Юлаева. А 31 мая 2018 года счастливо состоялось его сценическое «возрождение», поскольку автор хореографии внёс в палитру спектакля новые пластические акценты и нюансы. В этот вечер публику порадовали два дебютных выступления. Партию Йондоз исполнила Карина Салимова, Богини – Татьяна Любавцева. В остальных партиях к залу вышли: Сергей Бикбулатов (Самбулат), Лилия Зайнигабдинова (Эрке), Ромен Хурматуллин (Сур), Артем Доброхвалов (Буга), Анастасия Алексеева, Софья Доброхвалова, Разиля Мурзакова (невесты), Дмитрий Марасанов и Андрей Брынцев (шаманы). За дирижерский пульт поднялся Герман Ким.
Как и в прежние годы, спектакль получил положительный резонанс. Уверена, что произведение искусства тогда интересно, когда его тайну хочется раскрывать ещё и ещё раз. Ведь «…нужно опираться на вечные человеческие ценности, эмоции. Это рождение человека, любовь, счастье, смерть, ненависть, предательство...», а они неизменны во все времена. Все это есть в «Аркаиме», который завершается апофеозом светлого начала, и в том есть убедительная восточная мудрость.