Артем Макаров: "Опера - элитарный вид искусства"

20 июня 2018 года
Эмилия Завричко
Башкирский государственный театр оперы и балета - гордость нашей столицы. И когда семь лет назад его возглавил совсем еще тогда молодой Артем Макаров, ставший главным дирижером, многие театралы восприняли это как ветер перемен. Артем Валентинович надежды артистов и зрителей полностью оправдал. За эти годы состоялось много интересных премьер, в прошлом году за спектакль "Геракл" Артем Макаров и Диляра Идрисова получили самую престижную театральную премию России - "Золотую маску". 
Сегодня Артем Макаров - "Гость "МГ".

- Артем Валентинович, начнем с необычной премьеры, которая ожидается совсем скоро. 80-й юбилейный сезон Башкирского государственного театра оперы и балета, я слышала, закроется... футбольным матчем! Расскажите подробнее о балете "На футбол!"
- Мы в июне собирались показать сразу две премьеры. 28 июня представим два одноактных балетных спектакля - "Времена года, или Таинственный сад" на музыку Александра Глазунова и "Рапсодия" на музыку Сергея Рахманинова. Эти премьеры ставит молодой хореограф Дмитрий Антипов. Событие обещает стать весьма интересным. Чрезвычайно красивая музыка, в постановках задействованы ведущие артисты балета нашего театра...
Идею постановки балета "На футбол" поддержал наш генеральный директор, которого убедил актуальностью и современностью темы хореограф-постановщик Алексей Ищук, музыку написал композитор Руслан Мирсаяпов.
Сразу хочу пояснить, что это не одноразовый проект, мы планируем , что этот спектакль будет в репертуаре театра. В нём будет сделан акцент на современную хореографию, как и в гала-концерте MODERN DANCE. Мы планировали показать новый спектакль 30 июня, но из-за неожиданных гастролей балетной труппы в Италию премьеру, возможно, придётся перенести. Сейчас вопрос в обсуждении.

- Восьмидесятый сезон - солидная, монументальная дата. Вы удовлетворены его итогами? 
- Нынешний восьмидесятый сезон у нас получился весьма насыщенным. Вместе с двумя предстоящими новыми балетными спектаклями получается семь премьер! Это очень много, но и юбилей обязывал. Мы поставили цель - максимально выложиться и порадовать нашу публику. 
Начали сезон с премьеры балета "Аленький цветочек" в сентябре, на музыку композитора Владимира Купцова. Дальше была грандиозная премьера оперы "Царская невеста" Римского-Корсакова, которую поставил в декабре наш главный режиссер Филипп Разенков. Буквально через месяц, в феврале, в Малом зале у нас прошла премьера двух одноактных опер - "Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова и "Пир во время чумы" Цезаря Кюи. Режиссер-постановщик - Рустем Галеев. Через полтора месяца, опять в Малом зале, состоялась премьера оперы Гайдна "Лунный мир", которую поставила молодой режиссер из Москвы Елизавета Корнеева. Название малознакомое для российской публики, так как это вторая постановка у нас в стране. Спектакль получился очень интересный, живой. В нем занято много молодых артистов. 

- Премьеры - это здорово. Но, я думаю, у вашего театра есть и любимая зрителем классика, на которую театралы ходят по несколько раз, по настроению. И каждый раз с замиранием сердца ждут - не уберут ли постановку из репертуара? Что останется, а с чем собираетесь попрощаться?
- У нашего театра богатейший репертуар. Практически все спектакли, которые есть в репертуарном багаже, с разной периодичностью продолжают идти. Какие-то спектакли по техническим причинам (например - износ декораций) списываются. Но это естественный процесс. Конечно, есть проблемы хранения декораций, но это головная боль всех театров... Мы стараемся подобные вопросы решать, чтобы сохранять больше спектаклей.

- Один музыкальный обозреватель как-то ехидно заметил, что главный дирижер оперного театра – это полицейская функция. Вы - добрый или злой полицейский?
- Однозначно ответить нельзя. Любой руководитель, а я являюсь главным руководителем по творческой части, иногда просто обязан включать строгого полицейского, чтобы люди не расслаблялись. И когда перед тобой целый коллектив, а иногда и несколько коллективов на репетиции, то нужно все контролировать и держать в своих руках, иногда нужно уметь говорить "нет" и это далеко не всегда просто.
В целом требуются разнообразные качества, и приходится быть разным. 
- Как вы считаете, артисты вас любят? Мне рассказывали, что вместе с бурной творческой жизнью в театре происходит много позитивных перемен и бытового плана. Например, повышение зарплаты, открытие уютной детской игровой комнаты для детей сотрудников театра, о которой несмело мечтали люди многие годы. Чем еще собираетесь порадовать коллектив?
- В первую очередь должно быть уважение. Это главное. Как профессионал и человек я могу кому-то нравиться, кому-то нет, и это абсолютно нормально. В театре более трехсот творческих единиц, и со всеми иметь близкие или приятельские отношения невозможно, да это и не нужно. Все должно строиться на взаимоуважении.
Что касается повышения зарплат, то благодарить нужно наше правительство, которое, наконец, услышало и увидело проблемы творческих работников не только у нас в театре, но и в целом по стране. В прошлом году указами президента Владимира Путина было повышение зарплаты творческим коллективам. Совершенно другое настроение царит в театре, когда артист знает, что его труд оплачивается достойно. Или хотя бы на пути к достойному уровню. И это здорово!
За детскую комнату в Оперном лучше поблагодарить нашего генерального директора, который решает не только такие проблемы, а вообще все административные вопросы, которых очень много.

- Как однажды с юмором заметил Марк Твен: "На каждые пятьдесят человек, посещающих у нас оперу, один, быть может, любит ее уже и сейчас: из прочих сорока девяти большинство, как мне кажется, ходит в оперу затем, чтобы научиться ее любить." Так как полюбить оперу и балет от всей души и на всю жизнь?
- Я тоже могу процитировать интересное высказывание: "Когда человек в первый раз приходит в оперу, он либо полюбит ее на всю жизнь, либо возненавидит". Но это все крайности. Да, опера - это элитарный вид искусства, как и вообще классическая музыка. Хотя опера, пожалуй, самый сложный для восприятия вид музыкального искусства. И неподготовленному зрителю сразу понять ее сложно.
Людям, которые ни разу не бывали в опере или на балете (а таких людей достаточно много даже в нашем городе), советую начинать с популярных произведений. 
Если это касается оперы - "Травиата", "Кармен", " Риголетто", если это балет - "Лебединое озеро", "Щелкунчик". То есть сначала посмотреть произведения, мелодии из которых человек обязательно уже где-то или когда-то слышал. И постепенно приучать себя к музыке высокого уровня. Безусловно, слушать оперу - это не только удовольствие, но и в какой-то мере труд для мозгов. Это так же, как с книгами. Можно читать дешевые детективы, которые поглощаются легко и не требуют умственного напряжения. Но есть Чехов, Гоголь, Достоевский... Произведения этих писателей заставляют думать, анализировать, вчитываться и перечитывать, чтобы понять смысл. То же самое и с классической музыкой. Когда себя к этому приучишь, то начинаешь уже от процесса восприятия получать настоящее удовольствие! 
Достаточно много зависит и от нас - исполнителей. Работа певцов, балета, оркестра, хора - должна быть на высшем уровне и самого высокого качества. И тогда любой зритель - подготовленный или не подготовленный - воспринимает и реагирует адекватно и положительно. Порой зрители-непрофессионалы очень точно оценивают профессиональный уровень труппы, спектакля в целом. 

- Поделитесь планами на следующий сезон. Какие задумки?
- Пока поделюсь только самыми ближайшими. Следующий сезон у нас открывается в сентябре Фестивалем оперного искусства "Шаляпинские вечера" премьерой оперы Шарля Франсуа Гуно "Фауст". Программу фестиваля можно найти на сайте театра. В фестивальных спектаклях будут заняты и наши артисты, и много приглашенных певцов из столичных театров. Также будет несколько концертов и пройдёт второй международный конкурс вокалистов им. Федора Шаляпина... Билеты в продаже уже есть. Всех приглашаем!
Партнеры