Поздравляем!

23 сентября 2011 года
Нина Жиленко

Солиста оперной труппы народного артиста Башкортостана Хамида Ижболдина поздравляем с юбилеем!

Имя народного артиста Башкортостана Хамида Ижболдина, который отмечает 65-й день рождения, хорошо известно любителям вокальной музыки не только нашей республики. Так сложилась судьба певца, что он внес заметный вклад в развитие оперного искусства двух народов. После окончания Уфимского института искусств Хамид Ижболдин принят в труппу Башкирской Оперы. Но вскоре, в силу жизненных обстоятельств, переезжает в Казань и в течение 13 лет поет на сцене Татарского государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля.

В 1994 году по приглашению башкирского правительства и руководства театра Хамид Ижболдин возвращается в Уфу. «Приезжай скорей, — сказал тогда директор театра Радик Гареев, — некому Салавата петь!».

Действительно в тот момент, после основательной реконструкции здания театра, активно восстанавливался репертуар, решили возобновить оперу «Салават Юлаев», а первые замечательные исполнители главной роли Магафур Хисматуллин, Назир Абдеев уже были на заслуженном отдыхе. Тогда и вспомнили, как блестяще Хамид Ижболдин исполнил эту партию в дипломном спектакле, как пел ее в годы работы в театре, как подходит его сильный, красивый лирико-драматический тенор не только для этой партии.

В течение десяти лет Хамид был главным исполнителем роли Салавата. Внес индивидуальные — вокальные и актерские — штрихи и нюансы в интерпретацию образа легендарного сына башкирского народа, представляя его доблестным воином, патриотом родного края и вдохновенным поэтом, любящим мужем.

А начиналось все далеко от этих мест. Дело в том, что отец Хамида, опасаясь политических репрессий, вынужден был покинуть родную Башкирию. Хамид родился в Ташкенте. Вместе с отцом с ранних лет бывал в геологических экспедициях. Могучие снежные вершины Памира и Тянь-Шаня снятся ему до сих пор. Именно там, от отца, Хамид впервые услышал имя Салавата Юлаева. Абдурахим Ижболдин тосковал по родному краю. Однажды в горах он срезал сухой стебель цветка, похожего на курай и заиграл удивительную мелодию — башкирскую. Мальчика поразили тогда отцовские глаза, в которых была бездонная печаль.

Музыкальные, певческие способности Хамида проявились рано. Ему было лет семь, когда он во дворе запел популярную «Песню целинников»: «Едем мы, друзья, в дальние края…» Из барака выбежала женщина с возгласом: «Кто сейчас пел?» — «Я», — растерянно проговорил Хамид. «Боже мой, сынок, какой же у тебя красивый голос!» — воскликнула женщина.

В это время на экранах шли музыкальные фильмы «Великий Карузо», «Большой вальс» и другие. Хамид был в восторге от пения Марио Ланца, Марио Дель Монако. А тут и Робертино Лоретти появился на пластинках со своим удивительным хрустальным голосом. И советские певцы Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон в пике популярности. Было кому подражать! Хамид с пластинки разучил неаполитанскую песню «Солнце» — «Sole mio». У него открылись способности к языкам…

Одним словом, жизненные дороги стелились так, что они неизбежно должны были привести Хамида к профессиональному пению. Окончательно это желание определилось во время службы в Тихоокеанском флоте. Он был самым ярким певцом в художественной самодеятельности, его отмечали на смотрах, восторженно приветствовала публика. Даже контр-адмирал флота Потехин был покорен пением Хамида и сказал: «Сынок, тебе учиться надо!».

После армии Хамид вернулся в семью, которая проживала в то время в киргизском городе Ош, и поступил в местное музыкальное училище. А дальше Фортуна так и повела, как задумала…

Хамид благодарен судьбе за то, что она подарила ему такого опытного, чуткого, божьей милостью педагога, как Миляуша Галиевна Муртазина.

Более трех десятилетий Хамид Ижболдин преданно служит оперному искусству, радуя своим сильным, красивым голосом зрителей, поклонников. В его репертуаре — сложнейшие ведущие партии мировых шедевров — Ленский в опере Чайковского «Евгений Онегин», Хозе в опере «Кармен» Бизе, Каварадосси, Рудольф и Пинкертон в операх «Тоска», «Богема» и «Чио-чио-сан» Пуччини, Альфред в «Травиате» и Манрико в «Трубадуре» Верди… Публика обожает Хамида Ижболдина и как камерного исполнителя. А уж его итальянские, неаполитанские песни готова слушать бесконечно.

В чем секрет творческого долголетия? Хамид склонен считать, что в жизни все-таки все предопределено: «Когда Хозе поймал цветок, брошенный Кармен, он уже почувствовал, что его несет на какую-то новую и опасную тропу, и это не зависит от его воли…».

У меня было три брата, их уже нет. Одна умная женщина сказала: «Они свои годы тебе оставили, ты будешь жить». Несколько лет назад меня сбила машина. Я летел от удара и успел подумать: «Все!.." Но выжил. Значит, такая моя судьба! Вернулся на сцену. Вообще многое изменилось даже в состоянии здоровья: улучшилось зрение, понизилось давление, нормализовался пульс. По утрам пью натуральный кофе, хотя много лет не мог позволить себе этого удовольствия. Рядом со мной любимые — жена, сынишка. Спасибо судьбе! Счастливый человек — Хамид Ижболдин!

Коллектив театра желает имениннику крепкого здоровья, счастья, любви, вдохновения и творческого долголетия.

Партнеры