Протест против смерти
Впервые в России на уфимской сцене прозвучал «Реквием» Бориса Тищенко
Шаляпинский зал Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова заполнили студенты, педагоги, артисты, просто поклонники хорового искусства. Очень многие из них — коллеги и ученики Михаила Петровича Фоменкова,
Михаил Фоменков — многогранный талант: хоровой дирижер, педагог,
Борис Тищенко — один из самых интересных композиторов современности, неординарная личность, ученик Дмитрия Шостаковича, живет в
В сентябре прошлого года произведение было исполнено хором и симфоническим оркестром Башкирского государственного театра оперы и балета (с участием питерских солистов) на Международном фестивале музыки и танца в Бангкоке. Это была мировая премьера. Мощная, выразительная, глубоко философичная музыка, воспевшая протест против смерти, мастерское исполнение произвели впечатление на членов королевской семьи и многотысячную публику.
В Шаляпинском зале хор выступил под руководством заслуженного деятеля искусств России и Башкортостана, народной артистки Башкортостана, профессора Эльвиры Гайфуллиной. Концертмейстер — заслуженная артистка Башкортостана Марина Куликова. Солисты — Эльвира Алькина и Вера Ромашова.
Эльвира Гайфуллина — талантливая и благодарная ученица Михаила Петровича, которой он гордился и восхищался. Если бы он присутствовал в тот миг в зале и видел работу своей подопечной, то еще раз утвердился бы в своих симпатиях и надеждах.
Это была вдохновенная работа. Особые энергетика, пластика рук, темперамент… Эмоциональные импульсы дирижера передавались каждому исполнителю, и все беспрекословно следовали воле, мастерству, интуиции своего ведущего. Хор звучал мощно, компактно, интонационно богато. Переданы красота и сила непростого музыкального языка произведения, построенного на резких тональных контрастах, в чем, по всей видимости, и заключен секрет его необыкновенного эмоционального воздействия на слушателя.
Сама Эльвира Хайретдиновна никогда не бывает довольна до конца, каждый раз видит, что могло быть совершеннее. И сейчас, например, сожалеет, что не
— Так было бы эффектнее, — делится впечатлениями хормейстер. — Но работа Марины Куликовой была точна и выразительна. Лист говорил, что рояль должен звучать как оркестр, и Марина приблизилась к этому. Надо отметить Эльвиру Алькину. Я ценю певиц, у которых, кроме вокального, есть другое музыкальное образование. Эльвира по первой специальности хородирижер, это я чувствую во всех ее выступлениях. Музыкальность, грамотность, стабильность звучания голоса украсили ее исполнение и сейчас. Артистка хора Вера Ромашова выступила как солистка. Певице пришлось освоить материал всего за две недели. Она хорошо справилась со своей партией и, можно сказать, выручила коллектив. Много слышу восторженных отзывов о мужской половине хора. Но я благодарна всем 60 артистам за цельность, темпераментность, точность и красоту исполнения.
Всеми этими достоинствами поклонники театрального хора и лично Эльвиры Гайфуллиной смогут насладиться в ближайшем будущем. 14 ноября состоится бенефис Эльвиры Хайретдиновны. Сорок лет в хоровом искусстве и четверть века работы главным хормейстером оперного театра — эти цифры способны впечатлить. Программа будет шикарной: обработки татарских и башкирских народных песен, классическая вокальная музыка. По многочисленным просьбам хор с симфоническим оркестром исполнит «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина. Почти полностью войдут номера, исполненные в Международный день музыки во время антракта