Во славу великого земляка

5 марта 2013 года

17 марта исполнится 75 лет выдающемуся танцовщику XX века — Рудольфу Нурееву. В этот день театр дает балет «Сильфида» Х.Левенсхольда.

Его называли «Неистовым» и «Чингисханом балета». Рудольф Нуреев из тех личностей, которые продолжают восхищать после смерти не меньше, чем при жизни. Он покинул родную страну, оставив все связи с домом и друзьями, не сомневаясь, что его таланту даже на необъятных просторах советской империи слишком мало места. Нуреев стремительно взлетел на танцевальный Олимп, превратившись в живого балетного идола и самого высокооплачиваемого танцовщика современности. Именно он стал вдохновителем второй молодости Марго Фонтэйн — известной балерины Королевского балета до и великой балерины мира после знакомства с ним. Сильные мира сего почитали за честь быть друзьями Рудольфа: Жаклин Кеннеди, княгиня Радзивилл, барон и баронесса Ротшильды восхищались его танцем…

…Первые балетные впечатления Рудика Нуреева связаны с Уфой. В семь лет он впервые пришел в театр. Запомнил невероятного размера и фантастической красоты люстру, бархат кресел, позолоту лож… А главное, увидел балет «Журавлиная песнь». В тот вечер танцевала великолепная и неповторимая Зайтуна Насретдинова. Именно тогда Рудольф Нуреев решил сделать танец делом своей жизни. В 15 лет он пришел в балетную студию при театре, а в 1955 году Рудольф Нуреев обратил на себя внимание любителей балетного искусства и профессионалов во время Декады башкирского искусства в Москве. В том самом балете «Журавлиная песнь», поразившем когда-то его детское воображение, он исполнил небольшую сольную партию в сцене сабантуя — танец джигита с шестом. Потом была учеба в лучшей школе балета страны в Ленинграде, занятия у прекрасного педагога Александра Ивановича Пушкина, первые успехи на Кировской сцене, первые гастроли и… «прыжок в свободу»…

Мы отказались от запоздалого покаяния и стараемся больше думать о том, как достойно нести память о великом земляке. Одно из свидетельств тому — Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева, который проводится в Уфе с 1993 года. Кстати, девятнадцатый по счету фестиваль стартует ровно через месяц, 17 апреля, и будет посвящен 75-летию танцовщика.

С 2008 года в театральном зале «Эрмитаж» располагается музей Рудольфа Нуреева. Уникальная коллекция личных вещей танцовщика — сценические костюмы, грим, авиабилеты, визитки, личные награды, фотографии, афиши, плакаты и многое другое — всего 156 артефактов, — передана в дар музею театра Международным фондом имени Рудольфа Нуреева от имени правительства Соединённого королевства Великобритании. С экспозицией могут ознакомиться все зрители, пришедшие в театр. Музей открывается за час до начала спектакля и работает во время антрактов. За вход в музей дополнительная плата не взимается.

Стало доброй традицией посвящать спектакль памяти гения танца в день его рождения. В этом году это будет «Сильфида» Хермана Левенсхольда в сложнейшей хореографии Августа Бурнонвиля.

Нуреев очень любил этот спектакль. Работать над образом Джеймса он начал в 1963 году. В гастрольную концертную программу «Безумства Фонтейн» вошёл отрывок из «Сильфиды», переработанный выдающимся датским танцовщиком и хореографом Эриком Бруном специально для самого популярного дуэта той поры — Рудольфа Нуреева и Марго Фонтейн. Рудольфу давно и сильно хотелось, чтобы Брун отрепетировал с ним роль Джеймса, шотландского героя «Сильфиды» Бурнонвиля. Брун был образцовым Джеймсом, и Рудольф, пытаясь соперничать с ним, естественно хотел отвечать требованиям стиля. Бурнонвиль был для него «вроде Баха, мастером, непревзойденным в своем мастерстве», говорил танцовшик позднее. Его стиль — жизнерадостная энергия, точность, скрупулезная техника и легкость прыжка — резко контрастировал с индивидуальным гибким и выразительным стилем танца Рудольфа.

Брун был убежден, что танцовщик дает роли жизнь, только одушевляя ее своим пониманием образа, тем, что «истинно» для него в данный момент. Он видел Джеймса идеалистом, а сильфиду — «мечтой поэта о чем-то прекрасном, что ему хочется сделать реальным». Этот образ привлекал романтическую натуру Рудольфа, тогда как хореография давала ему возможность продемонстрировать элевацию и чувство ритма.

В 1989 году Нуреев приезжал в Ленинград. Для выступления на сцене Кировского, ныне Мариинского, театра выбрал именно «Сильфиду». Он был уже в возрасте (51 год для танцовщика — это много). Техника, конечно, была уже не столь блестящей. К тому же болезнь давала о себе знать. Но Мариинка была переполнена, выступление Нуреева стало сенсацией. Ему устроили бурные овации. Наверное, не за конкретное выступление, а вообще за все неузнанное и неувиденное. Запись этого спектакля будет демонстрироваться 17 марта в музее театра во время антракта.

17 марта в спектакле «Сильфида», во славу танца и во славу великого земляка, выступят Дмитрий Марасанов (Джеймс), Гузель Сулейманова (Сильфида), Анастасия Крючкова (Эффи), Вячеслав Журавлёв (Гюрн), артисты кордебалета. За дирижерский пульт встанет Фарит Идрисов.

Партнеры